Бомба под государство. Политолог, востоковед Николай Севостьянов об экспансии исламского банкинга в России — специально для канала Военкор Котенок @voenkorKotenok:
Госдума накануне приняла и анонсировала целый ряд мер, связанных с наведением порядка в миграционной сфере и юридическим запретом затирать кресты. Пока с нюансами, но хотя бы так.
К сожалению, не обошлось и без весьма ощутимой ложки дёгтя.
Наряду с принятием важных и нужных законопроектов парламент также продлил эксперимент по внедрению исламского банкинга. Регионы — всё те же: Чечня, Дагестан, Татарстан и Башкирия. При этом теперь среди продвигаемых поправок — запрет на ссудный процент, на котором построена вся мировая кредитная система.
Со стороны может показаться, что это даже неплохо — ведь в теории это удар по тем банкам, которые делают деньги из воздуха, предлагая кабальные кредитные условия и обрекая людей на долговое/ипотечное рабство.
Вот только в реальности это не так. Мировой опыт показывает, что немусульманские по своей природе организации прекрасно подстраиваются под исламский банкинг, воспринимая его не более чем как инструмент диверсификации своих возможностей. Да и отсутствие ссудного процента не превращает кредит в благотворительность — интерес банка просто заранее жестко фиксируется в договоре.
Так что в каком-то смысле всё это — популизм. Плохо то, что популизм этот чрезвычайно опасен, поскольку в данном случае объективный негатив к существующей кредитной системе не только пропускается через шариатский фильтр, но и превращается в актив, работающий в т.ч. на местные элиты в не самых простых российских регионах.
Это я еще не говорю о том, что сама концепция напрямую противоречит закрепленному в Конституции светскому характеру государства, а продвижение данной модели (закон об исламском банкинге был принят в июле 2023 г.) идёт рука об руку с мягким, но настойчивым внедрением исламских норм и в других сферах.
Так что вопрос лишь один. И адресован он не лоббистам, оперирующим личными интересами, а тем, кто продвигает подобные идеи в надежде на укрепление позиций Москвы на Глобальном Юге. А мы уверены, что не закладываем бомбу под будущее всей российской государственности? Как минимум, в её нынешней инкарнации.