ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
залп уходящего дня
27 октября 1962 года советский расчет зенитно-ракетного комплекса С-75 «Двина» сбил над Кубой американский самолет-разведчик U-2. Ту субботу назвали «черной»: никогда мир не стоял так близко к ядерной катастрофе. Военные советники пытались убедить президента Джона Кеннеди до понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, где стояли наши воинские части…
В книге «Белые пятна Карибского кризиса» офицер наведения Алексей Ряпенко (на фото), заступивший в ту субботу на боевое дежурство, поделился подробностями:
« Майор Герченов приказал мне: "Цель уничтожить тремя, очередью!" Я перевел все три стрельбовых канала в режим БР и нажал кнопку "Пуск" первого канала. Ракета сошла с пусковой установки. После я доложил: "Есть захват!" Первая ракета уже летела 9-10 секунд, когда командир скомандовал: "Вторая, пуск!" Я нажал кнопку "Пуск" второго канала. Когда разорвалась первая ракета, на экранах появилось облако. Я доложил: "Первая, подрыв. Цель, встреча. Цель поражена!" После подрыва второй ракеты цель начала резко терять высоту, и я доложил: "Вторая, подрыв. Цель уничтожена!"
Воздушный разведчик, нарушивший кубинскую границу, был сбит на высоте 21 000 метров. За штурвалом U-2 сидел майор ВВС США Рудольф Андерсон. Ни одного шанса спастись после сокрушительного залпа у него не было. Падая, самолет развалился на куски…
«Мы вышли из кабины, - вспоминал Алексей Ряпенко. - На площадке собрались все офицеры и операторы. Меня подхватили на руки и начали подбрасывать - это было легко, так как я весил всего 56 килограммов...»
Радость была недолгой. Ни щуплый снайпер Алексей Ряпенко, ни его товарищи не сомневались: по ним прилетит американская ответка. И не только по ним. В этом сомневался, к счастью, главный человек в Вашингтоне. И вместо немедленного удара по Кубе президент Кеннеди форсировал переговоры с Москвой…
Мораль на поверхности: как и 83 года назад мир сегодня держится на тоненького. Просто сейчас по ту сторону океана не осталось помнящих Хиросиму…




































