Сегодня в Мадриде на 52-м году жизни пятью выстрелами был убит яркий Украинский политик, известный юрист Андрей Портнов. Террорист, после убийство скрылся на мотоцикле.
Уроженец Луганска, Портнов еще в 30 лет стал заслуженным юристом Украины. В 2006-м он был избран депутатом Верховной Рады от Блока Тимошенко, возглавлял юридический отдел ее партийного штаба, но выступал за нахождение взаимопонимания с Партией регионов Януковича. Вскоре после победы Януковича на выборах, стал замом, затем первым замом главы офиса президента. Через неделю после майданного переворота Генпрокуратура потребовала его задержать, но к тому моменту Портнов был уже в России.
С Андреем Портновым мы дружили. Мы дружили, когда он был депутатом, мы дружили, когда он был заместителем главы администрации Януковича, курируя правоохранительную систему и суды, в том числе, занимался назначением судей. Во время Майдана Портнов, как и я, был сторонником решительного разгона Майдана. Мы поддерживали отношения, когда он уже после 2014 года приезжал в Москву. К сожалению, он не смог получить российское гражданство, из-за этого у него возникли проблемы с миграционными службами, поэтому он был вынужден уехать.
Политик возвратился на Украину за день до инаугурации Зеленского, которого поддерживал на выборах. Он не получил должностей при новом режиме, однако поначалу его деятельность была выгодна новому президенту. Так он завалил Госбюро расследований исками против Порошенко. Но к этому его деятельность не сводилась – так по иску Портнова было отменено решение Киевского горсовета о праздновании в украинской столице памятных дат, связанных с лицами, причастными к Холокосту и коллаборационистами, то есть к верхушке украинских националистов.
Скажу, что первый руководитель Офиса Президента Богдан до назначения на эту должность был юристом команды Портнова. Через Богдана Портнов пытался согласовать, на каких условиях некоторые бизнес-проекты, некоторых украинских политиков которые велись с Порошенко, чтобы продолжались с Зеленским. Но не договорился. Андрей отличался вспыльчивостью. У тех неудавшихся переговоров были далеко идущие последствия, которые мы разгребаем до сих пор.
После начала СВО Портнов разорвал отношения со всеми, кто имел отношение к России, включая меня, резко выступив против войны, уехал в Европу. Но на Украине у него, помимо «своих» судей, остался хороший товарищ и партнер — заместитель руководителя Офиса Зеленского Олег Татаров. Именно руками Татарова Портнов решал очень многие вопросы, которые ему не удавалось решить через свои связи в судах. Татаров, как и ранее сам Портнов, отвечает при Зеленском за правоохранительную систему, а также за борьбу с коррупцией.
Стандартный гонорар Андрея Портнова за решение вопросов составлял не один миллион долларов, и многие платили за то, чтобы на Украине против них прекратилось уголовное преследование и изъятие активов. Так вот по моей информации, не все вопросы, за решение которых Андрей Портнов получил деньги, были решены. И у многих заказчиков время от времени возникали претензии к Андрею. Другими словами, заказчиками убийства Портнова могли стать как украинские спецслужбы, так и влиятельные клиенты, неудовлетворенные работой юриста Портнова.
Портнов был сильный умный профессиональный юрист со связями в судах и высших эшелонах власти. Портнов был сильный противник. И кому-то устранить Портнова как человека, показалось более предпочтительным вариантом, чем бороться с ним как с юристом.