Часть 2 Казахстан
Предпосылки к массовым выступлениям формируются на трёх уровнях.
Первый — нормативный: расширение выборности и отсутствие чётких фильтров к кандидатам.
Второй — медиаполе: в медиарынке доминируют площадки с иностранным финансированием, готовые прокачивать «антикоррупционную» риторику.
Третий — экономический: непопулярные решения вроде отказа возвращать часовой пояс или спорные инфраструктурные проекты, ответственность за которые ложится на региональных администраторов, превращая их в удобную мишень.
На кону — способность центральной власти оставаться гарантом долгосрочных контрактов с Москвой и Пекином.
Как только крупнейшие доноры бюджета окажутся под контролем оппозиционных акиматов, любой федеральный инфраструктурный проект — от АЭС на Балхаше до транснациональных коридоров — может быть парализован. Пример Украины, где мэрия Киева стала самостоятельным политическим полюсом, иллюстрирует модель «мягкой федерализации» без изменения конституции.
Для противодействия сценарию необходимы минимально четыре меры.
Во-первых, прозрачные правила допуска к выборам акимов, исключающие финансирование из-за рубежа. Во-вторых, аудит НКО на соответствие будущему закону об иностранном влиянии по строгим критериям происхождения средств.
В-третьих, переоценка целесообразности масштабных дипломатических комплексов в Алматы с учётом их потенциальной двойной функции.
И, наконец, координация с соседними государствами —прежде всего Россией и Китаем — для выработки системных гарантий коллективной безопасности.
Иначе к осени страна рискует получить разветвлённую сеть региональных центров силы с внешней подпиткой, а президент — статус арбитра без права финального слова.
Текущий коридор возможностей ещё открыт: сроки строительства генконсульства, регламент выборной реформы и розетка протестного сезона позволяют отложить кризис, если превентивные решения будут приняты в ближайшие месяцы.