Олег Царёв: Чудо на Неве.. (Чудо на Гудзоне отдыхает)

23 августа 2025, 22:21

Чудо на Неве.

(Чудо на Гудзоне отдыхает)

Утром 21 августа 1963 года пассажирский самолёт Ту124 (бортовой номер СССР45021) выполнял регулярный рейс 366 из Таллина в Москву. На борту находились 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Командир воздушного судна 27летний Виктор Яковлевич Мостовой, второй пилот Василий Павлович Чеченев.

Проблемы начались сразу после взлёта из Таллина: не убралась передняя стойка шасси, заклинившая в полувыпущенном положении. Самолёт не мог садиться в таком состоянии. Вдобавок погода в Таллине резко ухудшалась на аэродроме сгущался туман. Было принято решение уйти на запасной аэродром в Ленинград.

К полудню самолёт вышел на подлёт к северной столице. Диспетчеры разрешили ему кружить над пригородами Ленинграда, чтобы выработать топливо перед аварийной посадкой. Однако стоявший сильный встречный ветер увеличивал расход, а показатели приборов, как выяснится позже, были неверными изза дефекта топливомера. Экипаж был уверен, что керосина ещё достаточно.

На последнем круге, когда экипаж готовился к посадке с риском разрушения шасси, один за другим остановились оба двигателя топливо кончилось. На борту повисла полная тишина. Самолёт находился прямо над историческим центром города, приблизительно в районе Исаакиевского собора. Стало ясно: попытка планировать на аэродром означает падение на жилые кварталы.

Командир Мостовой принял единственно возможное решение сажать самолет на воду, в русло Невы.

Ситуация осложнялась: впереди были мосты. На высоте около 90 метров Ту124 пролетел всего в нескольких метрах над Большеохтинским мостом. Ещё через секунды буквально чиркнул по воздуху над строящимся тогда мостом Александра Невского. Рабочие на лесах в панике прыгали в воду. После этого осталась единственная возможная площадка участок Невы перед Финляндским железнодорожным мостом.

Именно здесь проявился опыт второго пилота Чеченева, который ранее летал на гидросамолётах. Ему удалось мягко коснуться водой на скорости около 320 км/ч. Удар пришёлся почти идеально: самолёт проскользил по поверхности и остановился примерно в 100 метрах от моста.

Учёные позже подсчитали: если бы касание произошло на секунду раньше, произошёл бы разрушительный гидроудар; на секунду позже лайнер врезался бы в опоры моста. На все манёвры у экипажа были считанные мгновения 14 секунд от момента отказа двигателей до приводнения.

При касании корпус получил пробоину, и вода быстро стала поступать внутрь салона. Учитывая глубину Невы в этом месте (13 м), существовал риск, что лайнер затонет вместе с пассажирами. Но им снова улыбнулась удача: мимо проходил буксир Прибой, которым управлял 24летний капитан Николай Ефимов.

Он мгновенно сориентировался, подошёл вплотную к самолету, пилоты разбили лобовое стекло кабины и закрепили штурвалы тросом. Буксир сумел подтянуть тонущий самолёт к берегу. Благодаря этому хватило времени на эвакуацию. Все пассажиры и экипаж были спасены никто не погиб и не получил серьёзных травм.

Кстати, среди пассажиров рейса оказался епископ Таллинский Алексий (Ридигер) через десятилетия он станет Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Командира Виктора Мостового и второго пилота Василия Чеченева наградили орденами и признали героями гражданской авиации. Чеченев впоследствии до конца жизни продолжал летать, а Мостовой работал в гражданской авиации ещё много лет.

Этот случай навсегда вошёл в учебники: единственная в истории СССР и России успешная посадка пассажирского лайнера на воду без жертв. Во всех авиационных академиях мира он предлагается студентам как пример высочайшего профессионализма и хладнокровия экипажа в критической ситуации.

Олег Царёв. Подписаться.

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Msknews77.ru