Эдуард Басурин: #ДЕНЬвИСТОРИИ. 11 сентября 1900 года родился
#ДЕНЬвИСТОРИИ
11 сентября 1900 года родился
Лавочкин Семен Алексеевич, в городе Смоленск.
Российский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент Академии наук Советского Союза. Дважды Герой Социалистического Труда. Четырежды лауреат Сталинской премии. Трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.
В 1917 году завершил обучение в Курской мужской гимназии с золотой медалью. Через три года поступил в Московский государственный технический университет имени Николая Баумана и окончил его аэромеханический факультет, получив квалификацию инженер-аэромеханик. Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Андрея Туполева, приняв участие в разработке первого отечественного бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1).
После окончания Курской гимназии участвовал в Гражданской войне в составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1920 году служил в пограничной охране, откуда был демобилизован и направлен на учебу в Москву. До 1939 года работал в ряде конструкторских бюро в Москве: бюро Поля Ришара, Бюро новых конструкций, особом конструкторском бюро Объединенного государственного политического управления, Главном управлении Народного комиссариата авиационной промышленности Советского Союза.
С 1939 по 1940 год Лавочкин являлся главным конструктор ОКБ авиационного завода 301. Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым разработал истребитель ЛаГГ-3. С 23 ноября 1940 по осень 1945 год, в ходе Великой Отечественной войны занимал пост начальника ОКБ-21 в эвакуации в Нижнем Новгороде. Под руководством Лавочкина в этот период были разработаны такие истребители, как Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7.
Общее число истребителей конструкции Лавочкина произведенных в СССР с 1941 по 1945 годы составило порядка 22500 штук. По сути, каждый третий самолет-истребитель Великой Отечественной войны был детищем конструктора Лавочкина и его сотрудников. На них воевали многие наши прославленные асы.
После возвращения из эвакуации Семен Алексеевич назначен руководителем опытно-конструкторского бюро-301, а затем получил служебное звание генерального конструктора.
В послевоенные годы создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе Ла-160: первый отечественный самолет со стреловидным крылом; Ла-176, на котором впервые в СССР достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель Ла-200; сверхзвуковой истребитель Ла-190.
Лавочкин также работал и над ракетной техникой. Под руководством Семена Алексеевича создана первая отечественная система противовоздушной обороны с зенитными управляемыми ракетами: стационарная зенитно-ракетная система С-25 Беркут. До 1960 года коллектив под руководством конструктора создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету Буря и зенитный комплекс ПВО Даль с ракетами земля-воздух большой дальности.
Семен Алексеевич Лавочкин скончался 9 июня 1960 года на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане от острой сердечной недостаточности во время одного из испытаний. Похоронен Дважды Герой Социалистического труда в Москве на Новодевичьем кладбище.
Подписаться Предложить новость