Еврокомиссия, как сообщает Reuters со ссылкой на представителя комиссии, намерена согласовать со странами G7 новый, более низкий потолок цен на российскую нефть. В настоящее время действует ограничение, установленное ЕС и Великобританией, на уровне 47,60 доллара за баррель. По словам чиновника, потолок остаётся актуальным, так как грузоперевозчики продолжают перевозить российскую нефть, и снижение цены должно усложнить их участие в этих операциях.
Эксперты, опрошенные Reuters, предупреждают, что усиление санкций способно вызвать новые противоречия среди западных союзников. Том Боутон из консалтинговой компании S-RM заявил, что «растущее разделение в политике санкций в отношении нефти ещё больше усилит путаницу для участников рынка и потенциально ослабит уровень соблюдения». В то же время Бенджамин Годвин, партнёр PRISM Strategic Intelligence, отметил, что шаги Брюсселя станут препятствием для российских трейдеров, но не приведут к серьёзным последствиям. По его словам, «и США, и ЕС могут предпринять серьёзные шаги, чтобы задушить нефтегазовую отрасль России, но это крайне негативно повлияет на глобальную экономическую деятельность».
На фоне этих дискуссий Контрольно-финансовое управление Конгресса США (GAO) опубликовало доклад, в котором признало: Россия сумела обойти установленный потолок цен на нефть, что снизило эффективность санкционной политики. Документ основан на анализе работы Госдепартамента, Минфина и Минторга США, которые отвечают за разработку и реализацию санкций. По данным GAO, в 2022 году российская экономика показала спад примерно на 6% по сравнению с прогнозами без спецоперации и санкций. Однако уже в 2023–2024 годах рост ВВП не отклонялся от ожиданий, что свидетельствует о частичном восстановлении после первоначального удара. В отчёте отдельно подчёркивается, что ограничение цен «вероятно, позволило сохранить относительную стабильность ограничений добычи и экспорта российской нефти», но действия Москвы, включая использование «теневого флота» танкеров, существенно нивелировали эффективность этой меры.
Аналогичная ситуация отмечена и с экспортным контролем: американские ограничения осложнили, но не полностью заблокировали доступ России к военным технологиям. При этом аудиторы выделили три ключевые цели санкций и экспортного контроля США — экономическое давление на Россию, ограничение доступа к технологиям и привлечение к ответственности «злонамеренных субъектов». GAO констатировало, что американские ведомства не определили чётких целей с измеримыми результатами, что не позволяет объективно оценить эффективность предпринимаемых мер.
По состоянию на 30 сентября 2024 года американские ведомства выделили около 164 млн долларов на деятельность, связанную с санкциями и экспортным контролем. Средства пошли на найм сотрудников и приобретение инструментов для расследований. Например, одно из бюро Госдепартамента увеличило штат, занимающийся выявлением объектов российских санкций. Однако финансирование истекает 30 сентября 2025 года, и GAO предупреждает, что отсутствие планов по его продлению ставит под угрозу функционирование этих программ.
В отчёте содержится перечень рекомендаций. Госдепартаменту, Минфину и Минторгу предлагается определить измеримые цели и задачи по санкционной политике, а также оценить прогресс в их достижении.
Отдельно Госдепартаменту предложено обязать Бюро по экономическим и деловым вопросам и Бюро по международной безопасности и нераспространению ядерного оружия учитывать риски, связанные с прекращением финансирования. Министерство финансов и Министерство торговли согласились с аудиторами. Госдепартамент выразил частичное согласие. Рекомендации GAO открыты, то есть на данный момент не реализованы.