Предложение, которое Россия сумеет не принять
Во время полёта в Израиль президент США Дональд Трамп вслух рассуждал о возможности новой формулы разрешения украинского конфликта. «Честно говоря, возможно, мне придётся поговорить с Россией по поводу "Томагавков". Хотят ли они, чтобы "Томагавки" летели в их сторону? Я так не думаю. Полагаю, мне стоит поговорить с Россией об этом. Если уж по честному, я говорил об этом президенту Зеленскому, потому что "Томагавки" – это новый шаг эскалации». И он добавил, что мог бы сказать Путину: «слушай, если эта война не будет урегулирована, я пошлю им "Томагавки". Я могу их отправить. "Томагавки" – невероятное оружие, очень наступательное. И, честно говоря, России это не нужно». Справедливости ради, пока это только мысли вслух Трампа во время полёта на Ближний Восток. Хочется надеяться, не без элемента присущего ему юмора. Но если всерьёз – то формула очень знакомая. Прямо из фильма «Крёстный отец», когда главный герой в начале своей карьеры вместе с напарником приходит к человеку, который не готов выполнить их требования, и приставляет ему пистолет к голове. Как сказал сын и преемник крёстного отца Майкл Корлеоне, они сделали ему предложение, «от которого нельзя отказаться». Но разумно ли так говорить с другой ядерной державой, стратегический потенциал которой, по меньшей мере, сопоставим с США?
А вот давайте представим, как реагировал бы Трамп, если бы в ответ на его «интересное предложение» президенту России тот ответил, что – да, он понимает и будет иметь это ввиду. И, кстати, добавил, что в Иране очень беспокоятся по поводу возможных новых американских атак. А у России с Ираном соглашение о сотрудничестве. И в целях поддержания мира очень важно, чтобы Вашингтон и Тегеран подписали соглашение о ненападении. А если нет – то России придётся (чтобы способствовать делу мира во всём мире) предоставить Ирану ракеты с необходимой дальностью, чтобы они могли долетать до Соединённых Штатов. Ну и, конечно, это в дополнение к современным системам противовоздушной обороны. Но Трампу не надо беспокоиться: от Ирана он получит необходимые гарантии, что удары будут наноситься без ядерных зарядов – и только по военным объектам. И, между прочим, подобный запрос поступил и от Венесуэлы. Запрос, который сейчас в Москве рассматривается.
Нет, я не рекомендую, чтобы Россия стала вести диалог с Соединёнными Штатами по модели фильма «Крёстный отец». Есть другие варианты ответа, которые оказались бы для Соединённых Штатов достаточно убедительными. Но перед тем, как действовать, всегда важно понимать, с кем мы имеем дело. И я всё-таки предпочитаю исходить из того, что у Трампа хватит здравого смысла не работать с Россией по модели американских мафиози. Но, конечно, в наш бурный век приходится рассматривать и готовиться к любым – даже не вполне рациональным – сценариям.