Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова YouTube-каналу «Ультраханг» (Москва, 26 октября 2025 года)
Вопрос: Донецк, Луганск и Крым – я понимаю. Но как насчёт Херсона и Запорожья? Может ли Россия вообще говорить об их возврате Украине?
С.В.Лавров: Они также являются частью нашей территории по Конституции.
Дело в том, что это не было просто навязано сверху, как в случае с Косово, где население не спрашивали. Представитель ООН, финн, бывший президент Финляндии, просто сказал, что Косово независимо – и точка.
В отличие от подобного «фокуса», наше решение включить их, принять их обратно в Россию основывалось на том, что все эти земли были частью Российской империи и получили своё развитие при Советском Союзе. И принято оно было только после того, как все они – каждая из этих четырёх областей, после Крыма – провели референдумы и прямо выразили своё желание воссоединиться с Россией.
И когда мы теперь освобождаем оставшиеся части Запорожья (это то, как у нас в России называют эту область) и Херсона, большинство людей не уезжают из этих мест, несмотря на попытки украинской армии вывезти их на основную территорию Украины.
Они остаются и приветствуют русских солдат, которые их освобождают.
Так что это не наша воля, не наш «имперский дух», как некоторые говорят. Это наша забота о будущем людей, которые чувствуют себя частью русской культуры.
<...>
Когда британский премьер-министр К.Стармер говорит, что Президент России В.В.Путин –единственный, кто против переговоров, он должен вспомнить Б.Джонсона. Он должен вспомнить тех в Германии и во Франции, кто подписал [Минское] соглашение, а затем, несколько лет спустя, признал, что никогда не собирался его выполнять, несмотря на то, что оно было одобрено Советом Безопасности ООН. При этом впоследствии К.Стармер продолжил говорить, что В.В.Путин должен «прекратить зверства», должен «прекратить убивать детей» и должен «отвести войска к границам 1991 года».
<...>
Что касается [темы] детей, это позор. Я имею в виду поразительное количество лжи и пропаганды. Мы постоянно слышим, что десятки тысяч детей были похищены Россией у их родителей. После того как в этом году начался стамбульский процесс, прошли три раунда. На самой первой встрече наша делегация спросила украинцев: раз вы так переживаете за детей, то можем ли мы получить список пропавших детей? Это заняло некоторое время. В конце концов, мы получили список из 339 имён. Не десять тысяч, даже не тысячу. И мы проверили этот список. Большая его часть –это не дети, а взрослые. Многие, как выяснилось, находятся в Европе. Но К.Стармер продолжает твердить, что мы должны прекратить «похищать детей».
По поводу границ 1991 года и того, что Россия «должна отступить». Хорошо, гипотетически, в их мечтах и бредовых идеях, вот уйдём мы с территорий в границах Украины 1991 года, что произойдёт с теми людьми, которых они – госорганы Украины после переворота –публично называли «нелюдями», называли «особями»? Термин «особи», кстати, Зеленский использовал задолго до начала специальной военной операции.
В ноябре 2021 года его спросили, что он думает о людях в Донбассе по другую сторону линии соприкосновения согласно Минским соглашениям. Он сказал, что есть люди, а есть «особи». И в другом интервью добавил, что если вы живёте на Украине и при этом чувствуете себя частью русской культуры, его совет – ради безопасности ваших детей, ради безопасности ваших внуков убираться в Россию.
Так что, по сути, Донецк, Луганск, Запорожье и Херсон, население этих четырёх территорий последовали его совету. Они вернулись в Россию.







































