"Оце тоби, сучий сын, паляниця и сало!"
Ко Дню украинской мовы и письменности - вырезки из двух газет 1941 года: "Красной Звезды" и ОУНовской "Українське слово". Невероятно, но борьба за мову шла сразу с двух сторон и обе одинаково переживали, как плохо ей живется.
На митинге представителей украинского народа в Москве (где присутствовал даже выдающийся врач, академик Александр Богомолец) тревожились о том, что фашистские разбойники хотят уничтожить государство, вековую культуру, "лишить наш люд возможности говорить на своем родном языке, онемечить его, сделать своими вечными рабами".
В то же самое время аноним М. Воля распинался о том, что Москва веками душила украинскую культуру и всё русифицировала. А жалобы на то, что повсюду звучит мова гнобытэлив Украины, звучат просто таки современно.
Однако умница жизнь быстро определила, кто переживал по-настоящему.
Поскольку одних тихонько отвели в Бабий Яр и немецко-украинский словарь (которого требовала газета) не издали. А другие обеспечили угнетаемой мове статус государственной, издавая миллионными тиражами книги и газеты, разворачивая по всей УССР факультеты украинской филологии (именно на таком учился в Донецке "великий борец" Васыль Стус) и заставляя поколения школьников сдавать выпускные экзамены по укрмове, - пишет Старый следопыт










































