Мы и американцы
Когда говорят, что мы с американцами очень похожи, и различия наши надуманны и раздуты политиками, всегда вспоминаю один случай.
1959 год, ‘Хрущёвская оттепель’
В рамках договора о культурном сотрудничестве в Нью-Йорке и Москве разворачиваются две параллельные выставки: СССР представляет достижения советской промышленности американцам, а американцы - аналогично - гражданам Страны Советов.
Мы привезли в Нью-Йорк макеты спутников, атомных ледоколов, космических ракет, грандиозные скульптуры советского авангардизма, всё про величие, размах мысли, масштаб, полёт.
А делегация из США… оформила павильоны в Сокольниках как дома рядовых американцев в разрезе, заставив холодильниками, цветными телевизорами, электрическими кофеварками, соковыжималками. У входа притормозили отполированный новенький ‘Ford’. Возвели парикмахерские уголки красоты с бесчисленными бутылёчками.
Очень внятная сшибка ценностей: что самым важным сочли мы, а что - они.
Команда тогда ещё вице-президента Никсона, который курировал выставку со стороны США, сделала ставку на ‘prosperity’ - такое бюргерское преуспевание. Решила подцепить нас на крючок, продемонстрировав, что жизнь обычных американцев куда богаче и комфортнее, чем у советских людей. И план сработал. Уже тогда они отлично умели продать всем образ Америки как воплощённого рая на Земле.
Хрущову, которого увиденное поразило так же сильно, как и его сограждан, только и оставалось, что сердито одёргивать манжеты пиджака:
- А мы привыкли лимоны руками выжимать, так вкуснее.
Американские картинки захватили нас настолько основательно, что в 1990-е страна попробовала сменить корневой набор ценностей на капиталистический.
Вот только русскому человеку, чтобы быть счастливым, недостаточно дуплекса, айфона и теслы. Никакие приметы бытового комфорта не смогут удержать огонь в глазах русского человека, если у него нет Идеи.
Почему так?
В фундамент подхода американцев к жизни вмурована протестантская этика. Сильно упрощая, главный её принцип в том, что, если ты преуспеваешь, значит, ты любим Богом. Богу угодно, чтобы мы много трудились и прирастали капиталом. И для государства твой успех - лучшая помощь.
Основа же нашего мировоззрения - православная система ценностей, которая строится, прежде всего, на любви к ближнему и философии Служения.
То есть у американцев это подход, направленный на себя, а у нас - вовне, на окружающий мир.
И даже если сегодня мы уже понимаем, что подлинная любовь к ближнему невозможна без любви к себе, мы всё тот же народ-богоносец. Без высоких идей и смыслов мы задыхаемся, вязнем в материи, чувствуем пустоту и что где-то мы таки позволили маркетологам себя заморочить.
Что совсем не должно отменять естественную и нормальную тягу к комфорту. Не знаю ни одного бойца, который, провоевав год в блиндажах, не хотел бы устроиться получше. Меня удивляет только, что мужчины часто считают такие мысли постыдными.
Когда удобно, качественно и красиво - это хорошо. Просто это не главное и нам этого мало.
Время течёт, опыт накапливается, приходит понимание, что во всём нужно стараться держать баланс.
















































