Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова российским СМИ (Москва, 11 ноября 2025 года)

Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова российским СМИ (Москва, 11 ноября 2025 года)

Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова российским СМИ(Москва, 11 ноября 2025 года)

Читать полностью (Сайт |Telegraph)

Вопрос: В последнее время власти Литвы под надуманными предлогами всё чаще заигрывают с темой полного перекрытия границ и прекращения для россиян транзита в Калининград. Какие меры принимаются для того, чтобы это не допустить, возможно совместно с Минском? Как Россия ответит Литве, если она всё-таки пойдёт на этот шаг?

С.В.Лавров: Эти малые страны, «молодые европейцы» – Литва, Латвия и Эстония – сильно переоценивают своё значение для западных европейцев, для «сторожилов» Европейского союза. Те, кто в Европе сохраняют здравый смысл и действительно заботятся о безопасности континента (хотя таких всё меньше и меньше), прекрасно понимают, какую провокационную роль отвели этим прибалтийским странам, прежде всего, их британские кураторы. <...>

Недавно в дополнение к постоянным угрозам перекрыть калининградский транзит некоторые деятели уже не в Литве, но в Евросоюзе, подначивая прибалтов, говорят и о том, что Калининград можно «сравнять с землёй». Сейчас Литва перекрыла границу с Белоруссией, оставив сотни фур, принадлежащих литовским перевозчикам, на территории соседней Республики Беларусь.

Обязательства по калининградскому транзиту — это не только обязательства Литвы. Это обязательства Европейского союза. Ещё в 1994 году, когда было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве России с ЕС, в нём было зафиксировано положение о необходимости обеспечивать транзит по территории друг друга, учитывая, что мы — соседние страны. Затем, в 2002 году было подписано отдельное совместное заявление о транзите. Оно имело эффект прямого действия. В 2004 году, когда Прибалтику вместе с рядом других восточноевропейских стран принимали в ЕС, было подписано Заявление о расширении Евросоюза и о принципах партнёрства Евросоюза с Российской Федерацией.

После этого были приняты технические документы, включая те, которые описывали внешний вид и полномочия «временного проездного документа». Всё это было расписано до деталей, до мелочей. Как контролируют в поездах проезд граждан и доставку грузов. Евросоюз должен думать о том, какая на нём лежит ответственность за поведение своих выходящих из-под контроля «ребят».

Помню, когда готовились решения о приёме в Евросоюз Латвии, Литвы и Эстонии, в 2004 году, мы спрашивали у наших европейских собеседников, уверены ли они, что эти три прибалтийских страны созрели для того, чтобы соответствовать критериям членства в Евросоюзе. Нам говорили, мол, понятно, что где-то они не дотягивают, но...

Мы тогда спросили, имеет ли смысл таких неподготовленных претендентов сразу «втаскивать» в ЕС. Нам сказали, дескать, мы понимаем, о чём вы говорите, они после обретения независимости сохранили фобии, и эти фобии у них никуда не денутся. Мы примем их к себе в Евросоюз и в НАТО, и они «успокоятся».

Успокоились? Мне кажется, совсем наоборот. Они не только не успокоились, а решили, что будут «заказывать музыку» и в Евросоюзе, и в НАТО, по крайней мере, что касается откровенно русофобских, антироссийских «рапсодий».

Источник: Telegram-канал "МИД России"

Топ

Лента новостей