В Молдавии была совершена «попытка» провести [парламентские] выборы. Разве можно назвать то, что мы все наблюдали, «выборами»?
Молдавские политологи назвали их фарсом и имитацией.
Думаю, что самое подходящее название – операция по спасению кишинёвского режима, которая превратилась в настоящийкринж-цирк.
Были использованы методы, не имеющие ничего общего со свободой и демократией: политическое давление, запугивание, угрозы и шантаж.
По подсчётам правозащитников, силовики провели примерно 580 обысков и десятки задержаний. Оппозиционные партии и целые избирательные блоки исключались из предвыборной гонки даже в день голосования. Предпринимателей и их коллективы фактически принуждали отдавать голоса за правящую партию под угрозой прекращения выделения субсидий и кредитов ЕС.
Политики и чиновники Евросоюза в ходе нескончаемой череды визитов в Кишинёв без стеснения агитировали голосовать за правящую партию. <...> При этом именно нашу страну молдавские власти бездоказательно обвиняли и продолжают обвинять в «попытках подкупа избирателей».
Всё это не помогло. Внутри Молдавии правящая партия «Действие и солидарность» проиграла конкурентам, набрав 44,13% и потеряв 3% по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 2021 года. Недостающие голоса (почти 30%) были «накручены» благодаря западной диаспоре, для которой работали 280 участков!
Мнение жителей Приднестровья и многотысячной молдавской диаспоры в России официальному Кишинёву было «неинтересно».
В нашей стране было открыто всего два участка – в Москве. И это несмотря на то, что на протяжении нескольких месяцев Россия на всех уровнях, по линии различных ветвей власти, заявляла одно – открывайте столько участков, сколько необходимо. <...> Для приднестровцев количество избирательных участков было сокращено до 12, и доступ к ним был максимально осложнён.
Эксперты единодушно указывают на сфальсифицированный характер выборов. Неправительственная организация Promo-LEX зафиксировала 997 случаев нарушения избирательного процесса, в то время как на предыдущих парламентских выборах 2021 года таких эпизодов было 459.
Политологи указывают, что в начале дня голосования фиксировался существенный перевес оппозиции, но затем по мере подсчёта протоколов система Центризбиркома стала регулярно «зависать», после чего цифры начали резко меняться в пользу правящих сил. Аналогичное «зависание» наблюдалось на президентских выборах 2024 года. <...>
Видимо, опасаясь объективных оценок своих антидемократических действий, официальный Кишинёв немотивированно отказал в аккредитации всем краткосрочным наблюдателям из России в составе миссии БДИПЧ ОБСЕ и наблюдателям от Общественной палаты Российской Федерации.
И то, и другое грубо нарушает обязательства Молдавии в ОБСЕ и демонстрирует пренебрежительное отношение властей страны к международным организациям.
Отдельная тема – голосование в странах Запада. В день выборов в соцсетях появились многочисленные сообщения о централизованном подвозе избирателей, урнах, которые оказались частично заполнены в самом начале голосования, многократной подаче бюллетеней одними и теми же лицами и других «чудесах евродемократии».
***
Прошедшие выборы ещё больше раскололи и без того предельно поляризованное молдавское общество. Молдаване чувствуют себя обманутыми и не готовы согласиться с накрученными результатами.
Сторонники оппозиционных сил Молдавии объявили о непризнании итогов голосования. 29 сентября «Патриотический блок» провёл в центре Кишинёва митинг против фальсификаций и направил в Центризбирком 45 жалоб на нарушения в ходе парламентской гонки.Власти Молдавии ответили на это единственным, что у них получается – репрессиями. <...>
В этих обстоятельствах наибольшее беспокойство вызывает судьба простых молдаван, которые в собственной стране оказались заложниками антинародного курса прозападных элит, узурпировавших власть, и их западных покровителей, проводящих изощрённые неоколониальные опыты.