Госсекретарь США Марко Рубио выступил с большой речью на слушаниях в комитете по иностранным делам сената США.
Часть седьмая:
Что касается санкций против России, мы тесно координируемся с европейцами. Президент буквально вчера разговаривал по телефону с шестью лидерами европейских стран, я лично контактирую с коллегами из так называемой «пятёрки» — Италии, Франции, Великобритании и Германии. Европейцы идут своим путём и имеют собственные пакеты санкций, и в разговорах с Россией мы всегда подчёркивали: в конечном итоге к столу переговоров должны сесть и Москва, и европейские партнеры.Президент полностью осведомлён обо всех возможных сценариях, в том числе о тех, которые отражены в законопроекте, внесённом в Сенат. Очевидно, Россия не проявляет подлинного интереса к мирному решению и стремится продолжать войну. Мы считаем, что преждевременные публичные угрозы новыми санкциями лишь затруднят диалог, а потому важно сохранять пространство для переговоров.
При этом мы напоминаем европейцам: без Китая Россия не смогла бы столь долго удерживать нынешнюю позицию в конфликте. Все прекрасно осознают и значимость роли Ирана, и присутствие Северной Кореи в этом уравнении.
Есть и ещё одна важная связка: каждый доллар и каждый час, который мы тратим на европейский конфликт, — это ресурсы, которые не идут на предупреждение и сдерживание ещё более серьёзной, системной конфронтации, например, в Индо-Тихоокеанском регионе. Эти вопросы тесно переплетены: прецеденты и опыт, созданные в Европе, важны, но столь же важно помнить, как эти конфликты отвлекают внимание от потенциально гораздо более масштабных вызовов в Азии.
Очевидно, что Европейский союз и отдельные страны-члены обладают определённой степенью суверенитета, и им самим предстоит принимать стратегические решения. В наших переговорах мы, конечно, напоминаем европейцам об уязвимости их энергосистем. Как все согласны, одним из факторов, повлиявших на решение Владимира Путина начать вторжение в Украину, была его уверенность, что Европа настолько зависит от российских энергоресурсов, что не решится на жёсткие меры. Это действительно сыграло свою роль, хотя теперь ряд стран ускоренно диверсифицируют поставки. Например, в Италию недавно прибыл первый американский танкер СПГ, что стало возможно после открытия нового терминала. Другие страны Евросоюза также работают над поиском альтернатив, но этот процесс требует времени.
Последние инциденты, такие как недавний сбой телекоммуникаций в Испании, вновь напомнили о том, насколько энергетика и инфраструктура уязвимы — не только для нормального функционирования экономики, но и с точки зрения потенциального геополитического давления. Это всё больше тревожит многих союзников, особенно на восточном фланге Европы. Растёт осознание, а порой и страх, насколько зависимость от внешних игроков и новые технологии, включая искусственный интеллект, делают энергетическую систему ещё более уязвимой в будущем.