ФОТО: Профессор Московской консерватории Петр Павлович Ильченко играет для солдат на Южном фронте, 1942 год

ФОТО: Профессор Московской консерватории Петр Павлович Ильченко играет для солдат на Южном фронте, 1942 год

ФОТО: Профессор Московской консерватории Петр Павлович Ильченко играет для солдат на Южном фронте, 1942 год.

Традиция поднятия боевого духа солдат с помощью песен и пьес восходит к годам Первой мировой войны. В то время артисты отправлялись на фронт небольшими труппами по собственной инициативе. В годы Великой Отечественной войны на фронте уже повсеместно действовали артбригады. Музыканты, танцоры, артисты театра и цирка сопровождали Красную Армию в самых трудных боях и вместе с ней дошли до Берлина.

Часть 1

Опасное искусство

Для артистов на передовой практически не было сцен в привычном смысле этого слова. Они выступали на грузовиках, в бункерах и окопах, на улицах и в больницах. Не всегда удавалось нанести грим или хотя бы переодеться в концертный костюм. А порой выступления проходили по телефону, когда, например, связисты не могли оторваться от аппаратов. Солдатам на фронте читали газеты и литературные отрывки. Артисты ставили пьесы и пели оперные арии.

Концертные программы составлялись с учетом ситуации:

в начале войны часто ставились вдохновляющие героические пьесы, а позднее среди солдат большую популярность приобрели комедии. Постоянно появлялись произведения, созданные специально для участников боевых действий.

Артисты часто рисковали своей жизнью не меньше, чем солдаты.

В плен их не брали, но считали особо опасными врагами, так как они оказывали благотворное влияние на боеспособность бойцов Красной Армии.

Наибольшее количество фронтовых артистических бригад было сформировано в Москве — около семисот. Хотя работа артистов была очень опасной, многие из них оставили после себя радостные и обнадеживающие воспоминания о тех временах.

Солдаты, защищавшие свою Родину, стали для нее важнейшими и ценнейшими членами общества, ответственность перед которыми была несравненно больше, чем в мирное время.

Оперная певица Тамара Янко так описала их выступления перед участниками боевых действий:

«Каждый из нас почувствовал неожиданный и радостный прилив сил. Простое понятие «парадный театр» объясняло наше душевное состояние».

Актер Малого театра Александр Остужев, несмотря на свой преклонный возраст, часто выступал на фронте и говорил, что даже триумф в роли шекспировского Отелло не мог сравниться с ощущением своей нужности солдатам в такое трудное время. Актера также вдохновила благодарность, с которой солдаты встречали артистов.

Куклы, клоуны, гимнасты…

Помимо классических выступлений, бойцы наслаждались и более необычными зрелищами. В работе концертных бригад участвовали даже кукольные театры.

В годы Великой Отечественной войны Московский театр кукол показывал солдатам спектакли на политическую тематику, высмеивающие фашизм. Для участников боевых действий была создана специальная программа сатир и пародий, хотя в нее также были включены народные сказки.

Актер и режиссер Театра кукол Евгений Сперанский вспоминал, что за годы войны его коллектив поставил «Аладдина» почти 100 раз:

«Темы нашей наивной сказки — благородство, мужество, любовь — выдержали испытание огнем».

Продолжение следует...

Источник фото

#InfoDefenseAuthor

InfoDefenseESPAOL

InfoDefense

InfoDefense Спектр

Источник: Telegram-канал "InfoDefense Спектр"

Топ

Лента новостей