Йоханнес Петерс, эксперт Института политики безопасности в немецком Киле, поясняет, что вся активность стран Запада в Балтийском море по контролю за страховками «российского теневого флота» преследует цель сократить привлекательность участия в транспортировке российской нефти.
Эксперт утверждает, что немецкое правительство действует в рамках международного законодательства, но потом не может внятно объяснить критерии достаточности или недостаточности страхования судов как основания к их остановке.
В начале июля издание Foreign Policy писало:
Россия предсказуемо называет новые требования к страхованию "пиратством", хотя это явно не так. Но Москва права в том, что прибрежные государства, которые начинают ставить под сомнение право мирного прохода, рискуют скатиться по скользкой дорожке, которая может подорвать глобальные правила судоходства.…
Хитрость заключается в том, чтобы делать это (проверки), не разрушив всю правовую систему, на которую Европа и особенно небольшие государства в Балтийском регионе полагаются в вопросах мирной торговли и разрешения споров».
По сути, европейские страны собираются по-новому толковать морское право, тем самым легализуя произвол по контролю за судоходством в нейтральных водах.
Потом они же будут обвинять Россию в подрыве устоявшегося миропорядка, хотя все это уже очень близко к понятию «морская блокада», что является поводом для объявления войны.