Она не задумывалась как памятник, но стала "символом коллективной ненависти". Что делала "Большая глина № 4" на набережной целых четыре года, и как ее воспринимали москвичи — в материале РЕН ТВ.
О скульптуре
Это 13-метровое творение швейцарского художника Урса Фишера, представляет собой отлитые в алюминии куски глины. По замыслу автора, она символизирует первый творческий импульс — момент, когда рука касается материала. До Москвы "Большая глина" побывала в Нью-Йорке и Флоренции, а в 2021 году ее установили перед Домом культуры "ГЭС-2" за несколько месяцев до его открытия.
Почему работа вызвала недоумение
Реакция на скульптуру Фишера оказалась неоднозначной: одни видели в ней мощный культурный символ, другие — кучу мусора или даже экскременты.
Архитектурный критик Григорий Ревзин отметил, что "Большая глина" не задумывалась как памятник, но в Москве стала "памятником единению в ненависти в соцсетях".
Сам Фишер признался, что был удивлён бурной реакцией и не вкладывал в работу ни политического смысла, ни намерения создавать красоту или уродство.
Однако экспозиция, которая по плану должна была быть временной, задержалась почти на четыре года.
Почему арт-объект демонтировали
В ГЭС-2 пояснили, что демонтаж — часть плановой ротации арт-объектов, и вскоре на этом месте появится новая работа, продолжающая тему зарождения творчества.
"Фишер запечатлел простой жест, знакомый с детства, — касание материала, из которого позже будет создано нечто новое. А что происходит после первого творческого импульса? Ответом на этот вопрос станет художественная работа, которая заменит "Большую глину № 4" — рассказали в центре современного искусства.
Какими еще работами прославился художник
Урс Фишер известен своими провокационными и парадоксальными работами, в которых он исследует повседневные материалы — дерево, глину, воск, хлеб и стекло.
В 2000-х Фишер построил альпийскую хижину из хлеба, где поселил попугаев, постепенно поедающих её, в 2011 году на Венецианской биеннале представил три огромные свечи — "Неизвестный", "Похищение сабинянок" и "Кресло", а в 2016-м в московском центре "Гараж" устроил выставку с фаянсовым унитазом, наполненным фруктами.