Алексей Нечаев, политолог, член Экспертного клуба «Дигория» (https://t.me/ruspolitology), специально для канала Большой Трансфер (@bigtransfer2024)
Нервная реакция Дональда Трампа на посты Дмитрия Медведева демонстрирует регресс президента США — всего за полгода он стремительно скатился с уровня «Make America Great Again» до подросткового «Я тебя по IP вычислю». Рассмотрим несколько аспектов этой ситуации:
1) Военный. Когда Трамп говорит, что «отправит» атомные подлодки в «соответствующие регионы», возникает закономерный вопрос: они что, там не дежурят? Смысл подлодок как раз и заключается в том, чтобы постоянно находиться в боевой готовности в зонах потенциального удара. Эти районы хорошо известны как американскому, так и российскому флоту — никакого «сюрприза» здесь нет. По сути, Трамп озвучил то, что и так происходит на постоянной основе. Поэтому его заявление выглядит дилетантски: теперь Пентагон оказался в неловком положении, а российский Генштаб это откровенно повеселило.
2) Внешнеполитический. Явная раздражённость Трампа объясняется тем, что ему не удаётся легко и играючи добиться сделки по Украине. Он не смог перехватить контроль над процессом принятия решений в Киеве, который является продуктом всё более сложных и противоречивых отношений между США, Британией и Евросоюзом. При этом Трамп не предлагает России ничего, что могло бы устранить первопричины кризиса — ни на украинском треке, ни в вопросах новой архитектуры европейской безопасности. Его жонглирование дедлайнами, ультиматумы и «разочарования» всё больше напоминают хаотичные метания из стороны в сторону. Поэтому в ответ Владимир Путин хладнокровно заметил, что «разочарования возникают от избыточных ожиданий», которых у России изначально не было.
3) Внутриполитический. Одной из целей демонстративного «размещения» подлодок может быть попытка Трампа отвлечь внимание от внутренних проблем. Скандал по делу Джеффри Эпштейна набирает обороты, а рынок труда буквально посыпался из-за торговых войн США с другими странами. Показательно, что на фоне этих проблем Трамп уволил главу Бюро трудовой статистики Эрику МакЭнтарфер, обвинив её в фальсификации данных. То есть сейчас он не только эмоционально «перемещает» подлодки, но и чиновников.
4) Коммуникационный. Соцсети для Трампа — это одновременно и инструмент в борьбе за медийное счастье, и ловушка. Если бы полемика с Медведевым велась институционально, в ней мог бы участвовать, например, вице-президент Джей Ди Вэнс. Но импульсивность и эмоциональность Трампа делают его уязвимым к дискуссиям в соцсетях. Сегодня достаточно пары постов, чтобы втянуть президента США в публичную перепалку и пощекотать его репутацию.
5) Стратегический.
Трамп снова демонстрирует неспособность к стратегическому мышлению в международной политике. Он пытается навязать миру «искусство сделок» на основе старых бизнес-рецептов, но на практике это выглядит как ситуативная импровизация без понимания последствий. И таких примеров десятки: от Канады и Северной Кореи — до Ирана и Китая. Единственное исключение — Евросоюз, но на фоне руководства ЕС даже Трамп выглядит прилично.
В итоге нам вновь приходится констатировать: у Владимира Путина по-прежнему нет на Западе собеседника, с кем можно было бы всерьёз обсуждать новую архитектуру безопасности — ни в Европе, ни в мире. Ответственных лидеров, способных не только договариваться, но и обеспечивать реализацию договорённостей.
Возможно, визит Стива Уиткоффа в Москву и внесёт в поведение Трампа элементы уравновешенности, но надежды на это не слишком велики. Пока главный игрок на Западе продолжает вести себя как infant terrible, России остаётся выстраивать внешнюю политику с холодным расчётом и полным учётом всей палитры возможных сценариев.