Юрий Баранчик: Про доходы, расходы и наши перспективы

Про доходы, расходы и наши перспективы

Как обычно, опубликованный отчет Минфина вызвал полярные мнения - от «видите, всё ок» до «нам всем хана, пора сдаваться». Истина, известно, посередине, но ситуация требует внимания. Доходы в целом у нас как бы растут – но расходы растут ещё быстрее. Дырка между дебетом и кредитом за июль 2025-го увеличилась на 1,2 трлн рублей и по итогам семи месяцев текущего года составила 4,9 трлн руб., () Минфина. Тем самым был заметно перевыполнен весь годовой лимит (3,8 трлн руб.).

Доходы в июле составили 2,7 трлн руб., расходы3,9 трлн руб. против 3,2 трлн руб. в июне. Минфин уверяет, что тратит деньги по графику: после январского всплеска, когда расходы были на 64% выше, чем годом ранее, они замедлились и в следующие шесть месяцев были всего на 15% больше, чем в феврале-июле 2024 г.

За семь месяцев бюджет потратил 25,2 трлн руб. при плане на год 42,3 триллиона, однако впереди традиционный декабрьский скачок расходов. За семь месяцев расходы бюджета выросли на 20,8%, а доходы – всего на 2,8%. Возможно, что и вовсе не растут, учитывая поправки на рост цен и т.д.

Что у нас дальше. Если расходы будут идти по текущей траектории, декабрь даст +4–5 трлн руб. расходов. Итоговый дефицит года может выйти в 7–8 трлн руб. — это 3,5–4 % ВВП. Для сравнения: в «спокойные» годы у РФ дефицит держался в диапазоне 1–2 % ВВП.

Причины дефицита - нефтегазовые доходы упали на 18,5 % (5,2 трлн руб.), основная причина — снижение цены Urals по сравнению с 2024 г. и возможное падение физического экспорта. Расходы, напротив, выросли на +20,8 % номинально к 2024 г., январский всплеск (+64 %) связан с авансированием оборонных и инфраструктурных контрактов. Июль вновь показал аномально высокие траты (3,9 трлн против 3,2 трлн в июне).

Ликвидная часть ФНБ составляет 6–7 трлн руб., которых хватит на 1 год при текущем темпе проедания. Внутренние заимствования (ОФЗ) - высокие ставки (~15 % годовых) делают обслуживание долга дорогим и вытесняют частный сектор с долгового рынка. Монетизация через ЦБ создаёт инфляционное давление.

Какой главный структурный риск? Если цены на нефть останутся низкими, а военные и социальные расходы — высокими, дефицит станет хроническим. В таком случае 2026–2027 гг. потребуют либо повышения налогов, либо жёсткой секвестрации. Устойчивый дефицит 4 % ВВП при замедлении роста экономики будет давить на рубль, а с инфляцией будет сложно бороться при монетизации долга.

На короткой дистанции (2025–2026) ситуация управляемая: госдолг РФ <20 % ВВП, внутренний рынок контролируем, валютные резервы значительны. На длинной дистанции — риск перехода в структурный дефицит при падении нефтегазовых доходов и росте обязательств. Это уже будет давить на курс и инфляцию.

В общем, неплохо бы прикрутить безбрежные финансовые потоки на различные пиар-проекты, с хорошей финансовой оплатой, но сомнительной эффективностью. Думаю, если на порядок сократить бесконечный летний "бордюринг" в Москве и направить эти финансы на СВО, столица хуже не станет. Плюс борьба с коррупцией - воровство чиновниками разных уровней средств из бюджета стало настоящей черной дырой. Тут просто непочатый край работы.

Ну, а стратегически давным-давно пора прекращать играть в тотальную рыночную экономику и делать хотя бы два контура – один для всяких потребительских товаров, а второй для вещей серьезных. Со своей структурой финансирования и логикой, не ориентированной на коммерчески-рыночные отношения. Ядро и периферия экономики, так сказать.

Автор: Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей