Андрей Климов: В результате бурной деятельности Дональда Трампа международная жизнь все более напоминает «быстрые шахматы».
В результате бурной деятельности Дональда Трампа международная жизнь все более напоминает быстрые шахматы.
Автор Русского акцента не хотел бы сейчас оценивать все последствия его решений за минувшие 5 месяцев, тем более давать оценки лично ему - это дело американских избирателей. Но вот что касается той части Большой Евразии, где 47й президент США был особо активен (помимо быв. УССР) на уходящей неделе, то это конечно Кавказ (см. карту).
Здесь мистер Трамп явно потеснил буквально вчера и президента Э. Макрона с его претензиями на решение армянского вопроса, и президента Р. Эрдогана с его амбициями на расширение турецкого влияния в зоне между Каспием и Черным морем, и Израиль, с его попытками самому подойти поближе к Ирану через тот же Азербайджан, и, конечно, Британию, которая несколько столетий буквально вгрызалась в данный регион, в рамках ее Большой игры в Азии.
О какой-либо особо самостоятельной роли здесь Еревана или Баку теперь, полагаю, говорить гораздо проблематичнее. Их попыткам решать соседские проблемы за тридевять земель еще предстоит пройти суровую проверку временем, но уж слишком далеки интересы нынешние заокеанские от тех, чем жили армянский и азербайджанский народы на протяжении едва ли не всей их предшествующей истории. Зато роль Вашингтона в данной части Евразии явно возросла. Как возросли и его заботы вдали от Америки, что обязательно приведет США не только к ярким внешнеполитическим эффектам августа 2025, но и к умножению дополнительных практических проблем американцев в тысячах миль от их собственных границ в 21 столетии. Но принесут ли эти затратные проблемы в итоге пользу самой Америке - не факт.
Другое дело соседские отношения с Россией в регионе Аляски. Здесь у Вашингтона и Москвы через несколько дней есть шанс обсудить не только украинский кризис, который давно мешает президенту Трампу освободиться от токсичного наследия Обамы и Байдена (#закулиса) в Восточной Европе, но и попытаться найти долгосрочную платформу для мирного сосуществования с единственной равной американцам по стратегическому потенциалу державе современного им мира - России. Причем найти именно там, где сама география позволяет США и РФ нащупать взаимовыгодный подход к мирному освоению тех же огромных пространств самого севера нашей планеты. Причем российские технические возможности в Северном Ледовитом океане с нашим-то ледокольным флотом и возможностями Севморпути таковы, что пренебрегать ими для США было бы делом опрометчивым. Надеюсь, купец Трамп сие понимает.
Что же до упомянутого выше Кавказа, то время все расставит на свои места. А пока в рамках ШОС, саммит которой ждем менее чем через месяц, мы с подлинно суверенными державами Большой Евразии вполне сможем должным образом продолжить не только сопряжение евразийской интеграции (#инициатива2024) с проектом Один пояс - один путь, но и воплотить в жизнь с наиболее НАДЕЖНЫМИ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ партнерами этой части света многообещающих планов международного транспортного коридора Север - Юг. Как тут не вспомнить недавние доверительные контакты Владимира Путина с его коллегами из АСЕАН, Ближнего Востока, Китая, Индии, Узбекистана и Казахстана
Вместо вывода - библейская мудрость:
Лучше хороший сосед, чем родной брат вдали. У России, между прочим, соседей более всего в мире.
#КДР
#РФ2030.
P.S. годовщина антироссийской авантюры западного агента М. Саакашвили против коренных интересов соседнего нам грузинского народа 8 августа 2008 еще раз напомнила и о том, что старый друг, лучше новых двух. Хорошо, что в нынешнем Тбилиси это теперь понимают. Дай-то Бог!