Бывший чрезвычайный и полномочный посол России в США в 2017–2024 годах Анатолий Антонов подробно рассказал о нынешнем состоянии российско-американского диалога, о судьбе договоров в сфере стратегической стабильности, о...
Бывший чрезвычайный и полномочный посол России в США в 20172024 годах Анатолий Антонов подробно рассказал о нынешнем состоянии российско-американского диалога, о судьбе договоров в сфере стратегической стабильности, о гарантиях безопасности, которые Москва требует от Вашингтона и НАТО, а также о месте Китая и других стран в будущей архитектуре международной безопасности. Он подчеркнул, что США на сегодняшний день не готовы вести переговоры по принципиальным вопросам, и напомнил, что Россия уже давно представила свои официальные проекты, предусматривавшие конкретные меры по снижению угроз для национальной и европейской безопасности.
Часть вторая:
Антонов напомнил, что 8 мая этого года Россия и Китай приняли совместное заявление на высшем уровне, где были зафиксированы вопросы контроля над вооружениями и нераспространения. По словам Антонова, этот документ был настолько сбалансированным, что хотелось аплодировать. Он подчеркнул: Поссорить нас с Китаем невозможно. Если США хотят привлечь его к переговорам по контролю над вооружениями это их дело, мы уговаривать Пекин не будем. Но для России крайне важно, чтобы в этих переговорах участвовали также Великобритания и Франция. Их ядерные потенциалы нельзя игнорировать.
Большой блок разговора был посвящён будущему договора СНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2026 года. Антонов напомнил, что Дональд Трамп ещё в свой первый срок открыто заявлял, что никогда бы не стал продлевать этот договор, и лишь при Байдене соглашение было пролонгировано на пять лет. Однако, по словам бывшего посла, сейчас условия для переговоров по контролю над вооружениями отсутствуют. Американцы сами не понимают, чего хотят. Им требуется по два года каждой администрации, чтобы сформулировать подходы. До февраля 2026 года осталось слишком мало времени, чтобы создать серьёзный, мясистый документ, сказал он.
Антонов подчеркнул, что США сегодня склонны обсуждать не только стратегические наступательные вооружения, но и тактическое ядерное оружие, тогда как Россия считает необходимым сначала определить сам формат будущих договорённостей, их участников и сферу охвата. Надо понять, о чём мы будем договариваться, кто будет за столом переговоров и какие вооружения будут учитываться. Без этого никакого движения не будет, добавил он.
Говоря о выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Антонов напомнил визит Джона Болтона в Москву в 2019 году. Он прямо сказал: мы собираемся выйти из договора, но это не против вас, это против Китая. Мы тогда заявили, что это ошибка. Договор уничтожил целый класс ракет и освободил Европу от опаснейшей угрозы. Россия, несмотря на выход США, добровольно взяла на себя мораторий и заявила, что не будет развёртывать такие ракеты, пока они не появятся у американцев. Но теперь мы видим в Европе пусковые установки, способные запускать ракеты с дальностью 2,5 тысячи километров и ядерной боеголовкой. Игнорировать это невозможно, сказал дипломат.