Бывший чрезвычайный и полномочный посол России в США в 2017–2024 годах Анатолий Антонов подробно рассказал о нынешнем состоянии российско-американского диалога, о судьбе договоров в сфере стратегической стабильности, о...
Бывший чрезвычайный и полномочный посол России в США в 20172024 годах Анатолий Антонов подробно рассказал о нынешнем состоянии российско-американского диалога, о судьбе договоров в сфере стратегической стабильности, о гарантиях безопасности, которые Москва требует от Вашингтона и НАТО, а также о месте Китая и других стран в будущей архитектуре международной безопасности. Он подчеркнул, что США на сегодняшний день не готовы вести переговоры по принципиальным вопросам, и напомнил, что Россия уже давно представила свои официальные проекты, предусматривавшие конкретные меры по снижению угроз для национальной и европейской безопасности.
Часть третья (финал):
Отвечая на вопрос о ценности договоров, даже если США могут их разорвать, Антонов отметил, что Россия всегда выступала за то, чтобы договорённости фиксировались на бумаге. Да, американцы рвут документы, как было с соглашением по иранской ядерной программе, одобренным Совбезом ООН. Но я сторонник юридически обязывающих соглашений. Пусть даже их можно разорвать, но лучше иметь договор, чем не иметь ничего, подчеркнул он.
Антонов особо отметил, что единственным реальным гарантом безопасности для России остаётся мощь её Вооружённых сил. Американцы готовы договариваться только с теми, кто силён. Никто нам ничего не принесёт ни Трамп, ни Байден, ни кто-либо другой, пока наши Вооружённые силы не выполнят задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим в ходе специальной военной операции, сказал он. При этом дипломат напомнил, что Россия и США объективно обречены на взаимодействие, так как они являются членами Совета Безопасности ООН и несут особую ответственность за мир и безопасность во всём мире. Он перечислил сферы, где интересы двух стран совпадают: борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, вопросы Арктики, экологии, космоса и ядерной безопасности. Антонов подчеркнул, что Путин первым позвонил в Вашингтон после терактов 11 сентября 2001 года и предложил помощь, хотя при террористических атаках в России США подобного шага не предпринимали.
Отдельный акцент был сделан на вопросах дипломатии. Антонов заявил, что важнейшими первыми шагами для восстановления нормальных отношений должны стать прекращение давления на российских дипломатов в Вашингтоне, Нью-Йорке и Хьюстоне, возврат незаконно захваченной российской дипломатической собственности в Сан-Франциско, Сиэтле, Вашингтоне и Нью-Йорке, а также отказ США от практики применения санкций как инструмента политического шантажа. Надо превратить слова в конкретные дела. Прекратить использовать санкции как дубинку. Обратите внимание, Владимир Владимирович никогда не просил отменить санкции, он всегда был выше этого. Но рабочие условия нужны, сказал дипломат.
Комментируя различия между администрациями США, Антонов отметил, что Байден был более предсказуем, но это предсказуемость заключалась в том, что всё было заведомо плохо. При Трампе же появлялись хорошие слова и надежды, но потом они рушились под давлением глубинного государства. Я помню саммит в Хельсинки: всё шло великолепно, я радовался вот она, новая эра. А потом приходит SMS из Вашингтона: глубинное государство недовольно, и всё идёт под откос. Вопрос в том, сможет ли Трамп на втором сроке подчинить себе систему и добиться результатов, сказал Антонов. В завершение он подчеркнул, что Россия готова к диалогу с США, но только на основе равноправия и уважения. Нельзя разговаривать с Россией через губу, нельзя относиться как к второстепенной державе. Мы будем строить мир, исходя из равных прав и законных интересов, заключил бывший посол.