Первый и последний Парад Победы союзников... 7 сентября 1945 года в Берлине состоялось последнее крупное совместное мероприятие советских, английских, американских и французских войск
На фоне грандиозного Парада Победы, состоявшегося в Москве 24 июня 1945 года, навсегда остался гораздо менее заметным другой парад – союзнический, проведенный в Берлине 7 сентября 1945 года. И то сказать: союзники сделали все, чтобы принизить значение этого торжественного мероприятия, и тогда, и позднее. Но тем не менее парад состоялся и превратился в демонстрацию превосходства Красной Армии, причем как в техническом, так и в моральном плане.
Парад без главкомов
Идея проведения Парада Победы в Берлине с участием войск всех четырех оккупационных администраций – советской, английской, американской и французской – принадлежала главе Группы советских оккупационных войск в Германии маршалу Советского Союза Георгию Жукову. Принимавший московский Парад Победы, он хорошо понимал, насколько мощное идеологическое воздействие может оказать такое мероприятие, проведенное в Берлине, как на немцев, так и на союзников СССР по Второй мировой войне.
Принимать решение о проведении подобного парада в одиночку Георгий Жуков не мог, и потому обратился за санкцией к высшему руководству Советского Союза в лице председателя Совнаркома Иосифа Сталина. Генералиссимус идею одобрил, и по возвращении в Берлин маршал Жуков поделился своим предложением с главнокомандующими войсками союзников. И те полностью его поддержали.
Но, судя по всему, главнокомандующие союзников тоже вынуждены были согласовывать свое участие в будущем Параде Победы в Берлине с высшим руководством своих стран. И на этом этапе политические соображения взяли верх над союзническим долгом. Уже после того, как были согласованы дата парада (7 сентября) и все его детали, союзные главнокомандующие вдруг изменили свое решение. Первым о невозможности присутствовать на параде «по ряду причин» сообщил американский генерал Дуайт Эйзенхауэр; затем такие же заявления и с такими же расплывчатыми формулировками поступили от британского фельдмаршала Бернарда Монтгомери и французского генерала Делатра де Тассиньи.
В Москве такой демарш расценили как стремление союзников принизить статус и значение берлинского Парада Победы. Но решили не отказываться от его проведения: присутствие на параде маршала Жукова все равно поддерживало высокий уровень мероприятия. По легенде, команду проводить парад во что бы то ни стало отдал сам Сталин, который распорядился не обращать внимания на отказ союзников и принимать парад Жукову, подчеркнув, что Советский Союз имеет на это гораздо больше прав, чем его союзники по антигитлеровской коалиции.
Красная Армия открывает и закрывает
В итоге формальные приличия все-таки были соблюдены: ранги представителей союзников на берлинском Параде Победы были приблизительно равны. Со стороны союзного командования в параде участвовали: от Британии – заместитель командующего британскими оккупационными войсками генерал-майор Брайан Робертсон, от США – командующий 3-й армией генерал Джордж Паттон и от Франции – командующий французскими оккупационными войсками в Германии и на Рейне генерал армии Мари-Пьер Кениг. Советский Союз представлял командующий Группой советских оккупационных войск в Германии Георгий Жуков – и ему же было доверено принимать парад, которым командовал британский генерал-майор Эрик Нейрс.
Местом проведения берлинского Парада Победы назначили площадь у Бранденбургских ворот. С одной стороны, это было самое удобное для подобных мероприятий место, которое выполняло роль парадного плаца и в прежние времена. С другой, в таком решении был определенный символизм: именно у Бранденбургских ворот фактически закончилась битва за Берлин (в которой, кстати, союзные войска участия не принимали вовсе) и именно здесь сдались в плен остатки берлинской группировки германских войск.
Довольно быстро был согласован и порядок прохождения колонн, а также их состав. От участия авиации и моряков решили отказаться, поскольку это позволяло быстрее подготовить парад.