Россия. Тренды недели
Приумножай и властвуй!
Восточный экономический форум (ВЭФ) – это, традиционно, тема конкретного региона как отдельного национального проекта. Поскольку есть планы, предполагаемые показатели эффективности, проработанная «дорожная карта» и конкретные корректировки, исходя из текущей внешнеполитической ситуации. Схожесть с нацпроектом подчеркивает факт выступления президента РФ Владимира Путина на пленарной секции ВЭФ. Вне зависимости от мероприятий, что были в графике до приезда во Владивосток и которые запланированы на даты позже, «пленарная» речь Путина – о Дальнем Востоке и приоритетах Центра здесь. Глава государства, в первых словах своего доклада, отметил «национальный приоритет» по развитию Дальнего Востока и Сибири, где откорректированное законодательство встретилось с масштабными планами и решениями.
Выступление Путина получилось как своеобразная агитация для внутреннего потребителя с точки зрения освоения Дальнего Востока, приоритетного макрорегиона, так и реклама в адрес внешнего партнера. Неслучайно, Владимир Владимирович сообщил, что «за прошедшие годы по многим ключевым показателям, в первую очередь, экономическим, Дальний Восток занял лидирующие позиции, опережая общероссийские темпы». Миграция населения и демография – это интересные аспекты, нет никаких сомнений, что в ближайшие годы появится проработанные статистические выкладки, где как раз обрисовывается, как россияне делают свой выбор в согласии с государственными ориентирами. И это не новый тренд, Сибирь и Дальний Восток – тема по освоению в динамике нескольких последних столетий. Логично, зачем создавать новую тему, когда можно обратиться к прежним инструментам, да только в свежей обертке.
Что касается корректировок, то здесь заметно определенное приглашение к международному сотрудничеству. Если Москва хочет, к примеру, реформировать энергетическую отрасль, исходя из посыла, что «с развитием экономики, социальной сферы потребность в электроэнергии в регионе будет только увеличиваться», то понятен смысл – появление крупномасштабных проектов с участием иностранного капитала. Тем более, что межграничные транспортные коридоры уже существуют, вроде «Нижнеленинское – Тунцзян» и «Благовещенск – Хэйхэ». Почти что детальная иллюстрация известной парадигмы «Один пояс, один путь».
Еще в тему корректировок укладывается инициатива по развитию Трансарктического коридора. Можно, конечно, долго спорить, насколько Дальний Восток относится к Арктике, но здесь, скорее, важен тот самый «нацпроектный» посыл, когда несколько приоритетных территорий следует завязывать одним и тем же узлом. По Трансарктическому коридору работает озвученный Путиным подход, что упомянутая артерия должна действовать как «комплексная система, которая должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта» с использованием «потенциала наших крупнейших рек, таких как Обь, Енисей и Лена». Инициатива ведет к понятному результату, когда сибирские и уральские грузы будут быстро попадать на «морские трассы Арктики», где уже, по высшему разряду, модернизированы порты и терминалы.
Дальний Восток как нацпроект – это и про продолжение совершенствования законодательства для новых технологий. Владимир Путин рассказывал про «экспериментальный правовой режим» для обеспечения обкатки беспилотных технологий на Сахалине. С экономической точки зрения, такая новация выгодна, поскольку позволяет те же самые БПЛА применять от промышленного сектора для сельского хозяйства. Применение БПЛА тянет с собой последовательную цепочку, где есть кадровый вопрос, тема с иностранными инвестициями, созданием комфортной городской среды и так далее. Чтобы цепочка работала на территории всего макрорегиона, требуется масштабирование «экспериментального правового режима».
В масштабировании успешного опыта – и есть смысл как для развития Дальнего Востока и Арктики, так и в работе Восточного экономического форума. Перефразируя лозунг античности времени: «приумножай и властвуй!».