Елена Панина: В истории с "русскими дронами в Польше" важно не что — а зачем

Елена Панина: В истории с "русскими дронами в Польше" важно не что — а зачем

В истории с "русскими дронами в Польше" важно не что — а зачем

В ночь на 10 сентября Варшава заявила о "повторных" нарушениях воздушного пространства Польши российскими БПЛА и о том, что те из них, которые якобы представляли непосредственную угрозу, были сбиты силами ПВО Польши при поддержке союзников по НАТО (поднимались истребители, в т. ч. нидерландские F-35). Закрывались аэропорты, заявлены попадания обломков по жилому дому в Вырыках, но обошлось без жертв. Общее число дронов устанавливается — в польских СМИ фигурируют цифры от 8 до 20 дронов.

При всём многообразии заявлений, которые идут потоком из Польши и окрестностей, просматриваются четкие контуры происходящего. Оно, скорее всего, является элементом системы более высокого порядка.

В последнее время в западных кругах оживилось обсуждение переговорного процесса России и США, который должен стать большой проблемой для евроглобалистов. Для многих в ЕС, особенно для Польши и прибалтийской политической диаспоры в Брюсселе, сама идея "сделки США—Россия" воспринимается как угроза: Вашингтон может попытаться "сбросить" украинский фронт на Европу, чтобы сосредоточиться на Китае. Следовательно, у проевропейского премьера Польши Дональда Туска и таких фигур, как глава евродипломатии Кая Каллас, есть прямая заинтересованность в том, чтобы любой намёк на переговоры Москвы и Вашингтона был заблокирован громким инцидентом — причём в натовской плоскости. Это поставило бы Трампа "на растяжку": ему придётся либо проигнорировать инцидент, что бросит тень на всю идею "коллективной безопасности" НАТО, либо испортить отношения с Москвой. Примечательно, что не склонный к украинофилии президент Польши Кароль Навроцкий никаких громких заявлений пока не делает.

Инцидент с дронами идеально подходит на роль такого триггера. Он достаточно мал по масштабу: нет жертв, нет прямого удара по военной базе НАТО. Но при этом довольно громок: закрытие аэропорта, перехват союзниками, повреждение чьего-то дома. Так создаётся картинка "Россия нарушила суверенитет страны-члена НАТО", которую будет невозможно проигнорировать в Вашингтоне и Брюсселе.

Пока что Туск запросил консультации по линии НАТО согласно статье 4 Североатлантического договора. Хотя в альянсе, как пару часов назад передал Reuters, уже заявили, что не рассматривают инцидент как атаку со стороны России.

Почему происходящее выглядит как информационная акция? Аналогичные случаи с падением дронов в Польше или Румынии раньше проходили тише и трактовались как непреднамеренная случайность. Сейчас реакция несоразмерно более громкая: экстренные совещания, разговоры об "акте агрессии", публичное форсирование идеи "дроновой стены". То есть из технического инцидента лепится политический кейс, который должен усложнить любые выходы на результативные переговоры США и России.

Даже если судить по кадрам с дронами, похожими на ложные цели "Гербера", публикуемым польскими СМИ, факт отсутствия намерений ВС РФ всерьёз атаковать Польшу очевиден. Прежде всего потому, что Москве это вообще не нужно. А если бы было нужно — то одних только дронов было бы не 8, а 800.

Автор: Елена Панина

Топ

Лента новостей