Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор канала @radlekukh

Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор канала @radlekukh

Сегодняшнее решение ЦБ РФ по дальнейшему снижению ключевой ставки было не просто ожидаемым — оно было долгожданным.

Не успели ещё чернила высохнуть на подписи Эльвиры Набиуллиной, как сначала Сбер объявил, что с 15 сентября снижает ставки по рыночной ипотеке на один — два процентных пункта и теперь минимальная ставка в зависимости от программы составит 17,4—17,8% годовых. То есть (очень грубо) если ещё пару-тройку месяцев назад с тела ипотеки в 1 млн рублей надо было платить Сберу в год 220—240 тыс. рублей, то уже с 15 сентября — 174—178 тыс. Тоже много, но уже, в общем, терпимее.

А затем и другие банки объявили о снижении ставок, пока только по потребительским кредитам, на четыре процентных пункта. Но уже в самое ближайшее время планируется снизить ставки по ипотечным и автокредитам.

Впрочем, давайте по порядку. Итак, совет директоров ЦБ на сегодняшнем заседании решил выбрать осторожный сценарий и снизить ключевую ставку на 100 базисных пунктов, до 17%. Напомним, что на прошлом заседании Банк России выбрал более широкий шаг, опустив ставку сразу на 200 пунктов. В этот раз в ЦБ отметили, что устойчивые показатели роста цен существенно не улучшились и остаются выше целевых 4% в пересчёте на год, а инфляционные ожидания сохраняются на повышенном уровне. Более того, по мнению ЦБ, российская экономика пока ещё «недостаточно охладилась» и «идёт по верхнему сценарию допустимого», но тем не менее, как вы видите, рынки и такой осторожный шаг расценивают как решительное движение вперёд.

Напомним, что в нашей стране тот же ипотечный рынок ещё кое-как дышит исключительно за счёт разных видов льготной ипотеки по всей палитре — от Марата Хуснуллина до Германа Грефа. Близок к нулю и рынок потребительского кредитования, а в промышленном производстве всю рентабельность предприятий съедает банковская маржа, что предприятия фактически разоряет. Более того, последствия давления на бизнес учётной ставки граждане научились наблюдать и своими собственными глазами: даже в Москве в последние месяцы закрылось довольно много магазинов и ресторанов — будучи зрячим, этого просто невозможно не замечать. Поэтому даже такое осторожное действие ЦБ вызывает не только оживление на рынках и в бизнесе, но и оптимистические настроения у обычных граждан.

При этом какого-то быстрого эффекта от новой учётной ставки ждать всё же не следует, в том числе по наиболее полно характеризующим ситуацию ипотечным рынкам: даже заявленная Сбером ставка 17,4—17,8% годовых для большинства всё ещё некомфортна. Поэтому народ будет ждать анонсируемого многими (в том числе и вполне официальными) экспертами снижения до 12—14% к концу года.

Но тут уже возникает следующий, довольно серьёзный вопрос: регулятор, хоть и не исключает дальнейшего понижения ставки, говорит о планах сохранять жёсткие методы денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели в 2026 году.

Так как может повлиять на инфляцию снижение ставки? Ответ на этот вопрос есть, он на поверхности и предельно конкретен, хоть и не понравится большинству сторонников жёсткой монетарной политики. А точно так же, как влиял на инфляцию раньше её рост, то есть, скорее всего, никак. Что, разумеется, не означает, что за той же инфляцией совсем не нужно следить. На то, простите, и щука в ЦБ, чтобы карась на рынках не очень спокойно дремал.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Специально для RT. Подписаться

Источник: Telegram-канал "Специально для RT"

Топ

Лента новостей