Война и мир, или как французы и русские сражались
Битва при Бородино, или битва за Москву для европейцев, была особенно кровопролитной.
Адъютант Наполеона, генерал Рапп, писал:
«Я никогда не видел такой резни.»
Капитан Франсуа вспоминал:
«Я никогда раньше не участвовал в такой кровопролитной битве и не видел солдат, выносливее русских.»
Повторные атаки на позиции Багратиона были особенно ожесточёнными. По словам французского офицера из 2-го полка кирасир, «солдаты шли по крови, которую земля отказывалась впитывать».
Наполеон назвал битву при Бородино одной из самых славных, но также и одной из наименее плодотворных.
Войдя в Москву, Наполеон разрешил своим солдатам грабить этот богатый город, который не знал войны уже 200 лет, на следующий день. Они разграбили монастыри и церкви, срезали святые иконы, чтобы использовать их как дрова. И грабили дома и усадьбы, покинутые москвичами.
Однако в Новодевичьем монастыре больных французских солдат лечили, а в Рождественском монастыре делились едой с голодающими оккупантами.
Одна из монахинь объясняла это так: «Их жаль, они не должны умирать от голода, ведь они пришли к нам не по своей воле.»
Русские помогали замёрзшим и голодным французам, отступавшим по выжженной дороге, предоставляя им кров и пищу во имя Христа. Французы обращались к крестьянам, называя их «дорогой друг», чтобы попросить хлеба.
Именно в это время в России появилось слово «шаромыжник».
Многие раненые и взятые в плен солдаты Наполеона остались в России. Они стали дворниками, преподавателями французского, гувернёрами, поставщиками французского вина и основателями французских ресторанов.
Они прекрасно интегрировались в русское общество, стали полноправными русскими и стали основой многих известных семей, таких как Лурье, Машеров, Депре и Жанбро.