«Садовая лопатка»: о чем говорит новая скульптура перед «ГЭС-2»
Искусствовед Евгения Гершкович рассказывает для «РБК Стиль» о «Садовой лопатке» Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген, ставшей новым временным объектом перед «ГЭС-2» на месте «Большой глины № 4» Урса Фишера:
«Лопатка» — во много раз увеличенный садовый инвентарь, произведение 2001 года. Семиметровая работа весом в тонну уже выставлялась в 2002 году в Нью-Йорке на крыше Метрополитен-музея. До Болотной набережной ее видели в Катаре, Португалии и Нидерландах. Существует четыре версии «Лопатки», в том числе ярко-синяя. В Москве представлена красная вариация работы. [...]Ольденбург и ван Брюгген стали авторами скульптур — гигантского рожка мороженого, бельевой прищепки, английской булавки, воланчика для бадминтона, установленных в открытых пространствах. Художники ухватили тренд: урбанистический пейзаж явно нуждался в ярких пятнах. «Мы хотим общаться в публикой, но на наших собственных условиях...», — смело, но не без юмора утверждали Ольденбург и ван Брюгген. [...]
Косье ван Брюгген, преподававшая в Гарвардской школе дизайна, ушла в 2009 году. Супруг, переживший ее на 13 лет, в Филадельфии установил «Факел из краски» (2011). Кисть, наклоненная над мостовой, явно символизировала мысль «жизнь коротка — искусство вечно». Столь же простая, ясно сформулированная идея заложена и в «Садовой лопатке». Слово cultura буквально означает «возделывание, обработка земли», а созидательный труд есть способ найти гармонию, столь необходимую в меняющимся мире.
Что выбираем:
— как было;
— как стало.
Фото: © Глеб Леонов / Дом культуры «ГЭС-2»,
Анна Завозяева / Дом культуры «ГЭС-2»