Чем активнее развивается цифровая среда, тем больше она требует защиты. Вместе с удобством пришли и новые риски например, кибермошенничество.
О новых вызовах говорили на заседании круглого стола в Центре киберзащиты Сбербанка. В центре внимания – защита граждан и повышение доверия к цифровым сервисам.
За последние пять лет количество преступлений, совершённых с использованием информационно-коммуникационных технологий, выросло более чем в два раза – с 300 тысяч до 765 тысяч случаев. Ущерб от кибермошенничества только за прошлый год, по данным Сбера, составил порядка 300 млрд рублей.
Государство и бизнес сегодня работают над противодействием кибермошенничеству – весной принят первый пакет законов о защите граждан от телефонного и интернет-мошенничества, включая самозапрет на онлайн-кредиты, маркировку вызовов от организаций и возможность назначить доверенное лицо, к которому банк обращается при сомнительных операциях.
Разрабатывается и второй пакет мер – запрет на звонки с иностранных номеров, создание единого реестра фишинговых сайтов и ужесточение ответственности за использование искусственного интеллекта в преступных целях. Также вскоре в полноценном режиме заработает государственная информационная система «Антифрод», объединяющая банки, операторов связи и органы власти в режиме реального времени для борьбы с мошенническими схемами.
Помимо реализованных и подготовленных мер нужна дальнейшая работа по совершенствованию законодательства. Особое внимание – разработке чётких определений в законодательстве, повышению ответственности за преступления с использованием цифровых технологий и защите конституционных прав граждан при работе с персональными данными.
При этом важно не только совершенствовать законодательство, но и повышать цифровую грамотность граждан, особенно молодёжи и старшего поколения, чтобы каждый мог распознавать и предотвращать попытки обмана – профилактическая работа обязательно будет продолжена.