Сербская нефтяная компания NIS официально подтвердила вступление в силу американских санкций, отметив, что до сих пор не получила необходимую специальную лицензию Министерства финансов США, без которой невозможно ведение...
Сербская нефтяная компания NIS официально подтвердила вступление в силу американских санкций, отметив, что до сих пор не получила необходимую специальную лицензию Министерства финансов США, без которой невозможно ведение ряда внешнеэкономических операций. В официальном сообщении компании говорится, что исключение из санкционного списка представляет собой сложный и длительный процесс, однако руководство продолжает взаимодействие с американскими органами в установленном порядке, добиваясь снятия ограничений.
Компания Нефтяная индустрия Сербии (NIS) является крупнейшим энергетическим предприятием на Балканах и одним из ключевых элементов топливно-энергетического комплекса Сербии. В сферу её деятельности входят разведка и добыча нефти и природного газа, переработка, транспортировка и сбыт нефтепродуктов. Основной производственный актив компании нефтеперерабатывающий завод в городе Панчево под Белградом, где осуществляется переработка сырья, поставляемого по трубопроводной системе JANAF.
Кроме того, NIS владеет обширной сетью автозаправочных станций более 400 АЗС по всей Сербии и сопредельным странам региона. Крупнейшим акционером компании является российская Газпром нефть, которая владеет 44,85% акций, ещё 11,3% принадлежит Газпрому, а сербское государство владеет 29,87%. Остальная доля находится в свободном обращении.
Американские санкции против NIS были введены 10 января 2025 года, когда компания была включена в список Specially Designated Nationals (SDN) перечень юридических и физических лиц, с которыми американским организациям и гражданам запрещено вести бизнес. Причиной стало значительное российское участие в капитале компании.
В марте NIS подала в Министерство финансов США запрос на исключение из санкционного списка. Первая заявка была зарегистрирована 14 марта, а 28 сентября компания направила её обновлённый вариант, включив в пакет документов дополнительные экономические и правовые аргументы. Несмотря на это, окончательное решение американская сторона пока не приняла.
Параллельно сербские власти вели дипломатические переговоры о временной приостановке санкций, которые изначально должны были вступить в силу весной. По данным сербского издания Nova Ekonomija, Вашингтон шесть раз переносил срок их применения, последняя отсрочка истекала 8 октября.
Президент Сербии Александр Вучич неоднократно заявлял, что американская сторона готова отложить санкции против NIS лишь в случае её национализации, то есть передачи контроля над компанией государству. По словам Вучича, Белград не намерен идти на этот шаг, поскольку считает подобную меру крайней и нежелательной. Это последний шаг, на который я не хочу идти, подчеркнул он.
Ранее сербский лидер допускал возможность выкупа российских долей в компании на сумму около 600 млн, однако отмечал, что у Белграда нет готовых финансовых ресурсов для проведения подобной сделки. Более того, в случае национализации страна рискует утратить доступ к российским поставкам нефти и газа, что нанесёт удар по всей энергетической системе Сербии.
7 октября, за день до окончания срока последней отсрочки, Вучич предупредил о возможных экономических трудностях и сокращениях персонала в NIS, если санкции будут введены. Однако руководство компании заявило, что пока не планирует никаких увольнений и продолжит работу в обычном режиме.
Президент также подчеркнул, что Белград намерен решать вопрос санкций в тесном взаимодействии с Москвой. После встречи с Владимиром Путиным в начале сентября в Пекине Вучич заявил, что Россия и Сербия будут действовать сообща в вопросах энергетического сотрудничества и защиты совместных предприятий от внешнего давления. Он добавил, что теперь нам больше не о чем договариваться с американцами касательно NIS, обо всём нужно договариваться с русскими.
Читай в Max | Читай в Telegram | Смотри на RUTUBE