Третьему разу — не бывать
Газета Financial Times сообщает, что на протяжении нескольких месяцев Соединённые Штаты помогали Украине в её атаках на энергетические объекты вглуби российской территории. Газета ссылается на многочисленные источники как в администрации Трампа, так и в правительстве Зеленского. Когда я жил в Соединённых Штатах, Financial Times меня неоднократно интервьюировала. И хотя я далеко не всегда был согласен с их выводами, мои цитаты они давали точно. Причём даже если по нашей договорённости моё имя не упоминалось.
Информация о помощи США в выборе целей и наведении украинских беспилотников дальнего действия не является новой. О ней, в частности, говорил недавно пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Что является новым? Это предположение некоторых, хотя и не всех, источников газеты, что в Вашингтоне не только помогали с выбором маршрута полёта и наведением беспилотников, но также играли активную роль в выборе целей.
Причём, согласно Financial Times, если раньше Джо Байден разрешал наносить удары с американской помощью только по регионам России, непосредственно прилегавшим к территории Украины, то Дональд Трамп разрешил наносить удары вглубь России. И не только по военным объектам, но и по нефтехранилищам. Как пишет газета, чтобы в рамках «координированных усилий ослабить экономику Владимира Путина и заставить его сесть за стол переговоров».
И по словам Financial Times, эта новая, более разрешительная для Украины практика началась в июле после телефонного разговора между Зеленским и Трампом.
Если так, то окажется, что когда Трамп принимал Путина в Анкоридже, он знал (или, по крайней мере, должен был знать), что, вопреки его заверениям, война на Украине была не его войной, а войной Байдена, на самом деле именно при его президентстве произошел новый виток эскалации.
Президент Путин неоднократно говорил о том, что Украина не в состоянии самостоятельно организовывать удары внутри России без не просто помощи, а непосредственного участия и руководящей роли держав НАТО. Дополнительная новая деталь, по крайней мере в публичном пространстве, — это всё более активная роль в этом процессе Соединённых Штатов уже при Трампе в Белом доме.
В этом контексте особенно актуальными становятся предупреждения из Москвы, что предоставление Украине «Томагавков» хотя и не привело бы к фундаментальному изменению военной динамики, но нанесло бы разрушительный удар по процессу нормализации российско-американских отношений, который наметился в Анкоридже. «Томагавк» при всех его ограничениях — существенно более эффективное оружие, чем беспилотники дальнего действия, на которые до сих пор полагалась Украина.
У России есть свой печальный опыт с первой администрацией Трампа, когда вначале тоже звучали заверения о хороших отношениях между двумя президентами и о желании нормализовать отношения с Москвой, а потом вводили новые, более широкие санкции, чем при администрации Обамы: и, главное, начались поставки Украине летального оружия. Как говорит русская пословица: «Первый раз прощается. Второй раз запрещается. И третьему разу — не бывать».
Хрупкие конструкции нормализации с Вашингтоном, которые начали строить в Москве после саммита на Аляске, не выдержали бы ударов «Томагавками». Я также уверен, что подобные удары в недалёком будущем отразились бы и на Америке. Причём совершенно не обязательно симметрично и даже публично.
Надеюсь, у Трампа хватит здравого смысла и умения контролировать свою администрацию, чтобы не допустить такого поворота событий.