Telegram-канал «Военная хроника» @Warhronika
Telegram-канал Военная хроника @Warhronika
На заседании Собвеза РФ министр обороны Андрей Белоусов сделал ряд важных заявлений. В частности, он сообщил, что в октябре США в ходе учений отрабатывали ракетно-ядерный удар по России. Также Белоусов отметил, что ракеты Dark Eagle, которые США планируют развернуть в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, способны долетать до Центральной России за шесть-семь минут. Если одно заявление министра можно рассматривать как элемент привычной стратегической демонстрации силы, то другое уже вполне конкретно подчёркивает глобальную угрозу.
Почему?
США неоднократно предпринимали попытки сдержать бурный послевоенный рост влияния СССР. С 1954 года в Германии стояли американские ракеты Матадор с дальностью до 1 тыс. км. Через пять лет их сменили ракеты Мэйс, а к 1964 году ракеты Мэйс усовершенствовали до дальности пуска 2,4 тыс. км. Позднее к ним добавились Юпитеры в Турции и Першинги в Германии. В итоге после нескольких ответных шагов СССР, Карибского кризиса и десятка военно-технических циклов с двух сторон всё завершилось подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). До поры до времени этот договор устраивал США, однако в 2019 году американцы вышли из него в одностороннем порядке.
Почему сейчас опаснее, чем раньше?
К моменту выхода США из ДРСМД стало очевидно, что попытки Вашингтона удержать лидерство классическими методами недобросовестной конкуренции вроде санкций не дали ожидаемого результата. Россия не развалилась и, напротив, начала отстаивать собственные интересы, а Китай превратился в новую сверхдержаву и новую угрозу для США с собственными глобальными амбициями.
Исчерпав иные способы давления, США взялись за старое перешли к милитаризации. Надо признать, что план этот, видимо, зрел давно, поскольку к сдерживанию сразу двух потенциальных противников американцы подошли основательно: перспективная баллистическая ракета LGM-35 Sentinel только часть того инструментария, который США планируют нацелить на РФ и Китай в ближайшем будущем. Заполнить вакуум оружия быстрого реагирования призваны гиперзвуковые комплексы Long Range Hypersonic Weapon (LRHW) с дальностью пуска около 2,5 тыс. км (как раз его под названием Dark Eagle и упомянул Белоусов) и комплекс Mid-Range Capability (MRC) Typhon, в который можно зарядить как наземную версию Томагавка, так и ракеты-перехватчики SM-6. По задумке США, такое сочетание позволит достичь высокой оперативной гибкости, при которой стратегические системы нужны для долгосрочного сдерживания, а гиперзвуковые понадобятся для ситуаций, когда необходимо угрожать противнику крайне незначительным временем подлёта.
Но есть нюанс. И хотя США (как и 60 лет назад) ради доминирования на планете готовы низвергнуть любые акты глобальной безопасности вроде ДРСМД и СНВ, баланс сил давно изменился. Москва и Пекин за десятилетия хорошо выучили уроки прошлого и выработали устойчивость к давлению такого рода. Россия прошла этот путь гораздо дальше и создала целое поколение несимметричных систем стратегического сдерживания от Сармата и Авангарда до Буревестника и Посейдона. Китай хоть и не добился схожего успеха по части систем сдерживания, но существенно нарастил военно-морскую группировку и ядерный щит.
Фактически возврат США к стратегии времён холодной войны происходит в самый неудобный момент и в мире, который давно перестал быть однополярным, где на стороне США нет явного технологического превосходства. А это значит, что игра, которую вели американцы 60 лет назад, теперь пойдёт по совершенно другим правилам и её исход может стать для США большой неожиданностью.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.