Русская политическая нация
Несколько лет назад Кремль встал на распутье в национальном вопросе. Концепция строительства "российской нации" очень схожая с концепцией строительства нации "украинской" привела к известным событиям в 2022 году и позже. Когда не оправдался расчет на этно-культурную сознательность русских Украины.
Вопреки ожиданиям, этнические русские Украины добровольно, уговором или силой взяли в руки оружие, чтобы воевать против России и русских.
Задолго до СВО мной (вероятно и кем-то другим тоже) был предложен концепт русской политической нации, как способа организовать общий для всех народов России нарратив. Его идея в том, чтобы записать в русских не только самих русских, но и всех представителей других народов, которые разделяют с нами общность языка, культуры, истории и цивилизационную ценность Москвы.
Позже Кремль под давлением реальности принял именно эту концепцию как рабочую основу национальной солидарности.
Первое время идея русской политической нации встречала сопротивление не только в среде профессиональных россиян, но также и в русском интеллектуальном классе. Моим соратникам по русскому движению показалось, что идея записать в русские все народы России является покушением на наш народ и его самостоятельность.
Архитектура концепции выглядит следующим образом:
Мы в России все русские;
Есть этнические русские, есть другие народы, которые в широком смысле также русские.
У этих народов никто не отбирает их самобытность и субъектность, но они имеют «двойную» национальную идентичность: свою и общерусскую.
Есть русские в малом этническом смысле, и русские в большом политическом смысле, и это все коренные жители нашей страны, у которых нет своих независимых национальных государств и этно-сепаратистских устремлений.
Именно тезисы такой концепции нации в последние годы многократно озвучивал Владимир Путин в разных выступлениях.
Сторонники «русского огораживания» критикуют эту концепцию, как я указал выше, за «растворение» русских в многонародном проекте. Однако, большое не может раствориться в малом. А снятие запрета на употребления слова «русский» уже привело к значительному ренессансу нашей культурных, музыкальных, повседневных практик и знаков, а решение «украинского вопроса» без усиления трансграничного значения русского народа, в принципе невозможно.
Многонародная русская политическая нация куда более дружественна к государстообразующему русскому народу, чем концепция «многонациональных россиян». И позволяет наконец-то, в череде прочих народов, получить свое субъективное право на самобытность, чтобы восстановить «гравитацию» русской идентичности, потребность в которой прямо обозначил президент.









































