Акцент на борьбе
Как в Казахстане отмечают День независимости
Распад СССР для большинства граждан союзных республик стал неожиданностью. Справедливо это и в отношении Казахстана, где свалившаяся на голову независимость побуждает к мифотворчеству о длительной борьбе за неё. А центральным событием становится героизация декабрьских беспорядков 1986 г. в Алма-Ате.
Романтизация темы беспорядков, возникших на фоне, по сути, внутрипартийной борьбы между местными национальными элитами и центром в Москве (кандидат от которого не вписывался в сложившуюся структуру ЦК Компартии Казахстана), продолжает основываться на мифе о желании народа видеть во главе страны земляка (а ещё лучше — казаха), который и вовсе подаётся сегодня как жертвенная борьба за независимость от России.
Интерпретация в СМИ:В нейтральных тонах звучит официальное поздравление президента Казахстана Токаева, который отметил важность стабильности и согласия в обществе в вопросе сохранения независимости.
Одно из самых цитируемых СМИ республики, Zakon, отметило, что формирование нового государства началось ещё в рамках СССР.
Гораздо более реакционно тема освещена в публикации KazTAG (чьё руководство находится под следствием и поддерживается из посольств США, Британии и ЕС). В издании участников декабрьских выступлений описывают жертвами диктатуры Москвы.
Крупное СМИ Казинформ называет тех, кто был арестован в ходе студенческих беспорядков 1986 г. на улицах Алма-Аты и Караганды, «жертвами политических репрессий».
Но совершенно новое значение празднику придали высказывания акима (мэра) города Актау и ещё одна публикация Казинформ, где обретение независимости назвали шагом на пути к тюркскому единству.
Такие разночтения в интерпретации обретения независимости не случайны. Ведь на сегодняшний момент в Казахстане, как и во многих других постсоветских республиках, сложно объяснить тот факт, что якобы боровшийся против советской власти народ проголосовал на референдуме 1991 г. за сохранение СССР. Причём в КазССР за это отдали 94,1 % голосов.
На этом фоне мифотворчество, которое часто подкрепляется зарубежными «исследованиями», дошло до героизации криминальных элементов, осуждённых за убийства и грабежи в 1986 г. А студенческие выступления описываются чуть ли не как городские бои, закончившиеся массовыми расправами силовиков.
Попытки смешать события 1986 г. с темой становления современного Казахстана родом из местной прозападной среды. При этом заигрывание властей с такой интерпретацией прошлого вызывает опасения, что уроки истории не выучены. А ведь совсем недавние события января 2022 г. должны были напомнить, к чему приводит героизация смуты.
Инфографика в высоком разрешении
#Казахстан #СредняяАзия
@rybar_stan — о цене свободы для Средней Азии







































