«Я всегда говорил о том, что искусство существует для народа, и государство должно контролировать уровень цен и то, чтобы деньги поступали в театр на зарплаты артистам и будущие постановки»
Про книгу «Мозаика. Балет. Щелкунчик», особенности этого спектакля и юных исполнителях «Вечерней Москве» рассказал народный артист России, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе:
Почему теперь «Щелкунчик» пользуется такой бешеной популярностью?
— Попасть на этот балет в Большой театр всегда было сложно, но почему началось такое сумасшествие сейчас... Наверное, что-то помогло его разглядеть, что теперь без «Щелкунчика» не жить.
Как юные исполнители готовятся к выступлению?
— Очень тяжело. И, увы, я вынужден признать, что уровень человеческой природы сильно деградирует. За те 12 лет, которые я занимаюсь образованием, вижу, что все это идет в какую-то чудовищную сторону. Алиса Фрейндлих, когда я ей пожаловался на это, сказала мне такую фразу: «У природы сейчас выдох». К сожалению, это так, и мы прикладываем колоссальные усилия, чтобы не опускать планку. Но хороший педагог очень зависит от ученика. К сожалению, много факторов, от экологии до появления гаджетов, изменило очень многое в структуре мозга человека. А балет — это не только ноги и руки, но еще и мозг.
Вы стали соавтором книги о балете, которая вышла совсем недавно. Кто целевая аудитория издания?
— Она написана для тех людей, кто хочет больше узнать о том, что такое театр. <...> Но увидев сегодня разлетевшуюся по новостным каналам фотографию, где женщина вызывающе лежит на бортике в зрительном зале Большого театра, я понял, что этот труд в обязательном порядке стоило бы прочитать всем, потому что там написано, как нужно себя вести в театрах. Если доходит до того, что ради эффектной фотографии люди ложатся на бортик, то, конечно, это уже стыд и срам.
Полное интервью с Николаем Цискаридзе читайте по ссылке!









































