Венесуэла как репетиция
Операция США «Абсолютная решимость» в Венесуэле вызвала гораздо больше вопросов, чем ответов, – не столько военно-технических (из-за уязвимости эшелонированной ПВО), сколько в связи с рядом политических и иных нюансов. Последние могут иметь далеко идущие последствия в т.ч. для дальнейшей лояльности Каракаса Москве и Пекину.
На данный момент, в мировом сообществе широко обсуждается не сама операция, а вопрос лояльности и устойчивости политико-военных элит Венесуэлы.
В свою очередь, доводы американских псевдоэкспертов о неэффективности местной ПВО, построенной по российским стандартам, выглядят мягко говоря примитивно. Система ПВО Венесуэлы, включающая ЗРК С-300ВМ, «Бук М2», «Панцирь-С1», а также китайские, белорусские и российские РЛС, объективно способна создавать плотное радиолокационное поле и обнаруживать групповые предельно маловысотные цели.
Тем не менее, американцы «обошли» местное ПВО практически беспрепятственно, без значительных потерь в технике и л/с.
Это вызывает сомнения в том, что успех операции можно объяснить только качеством разведки, взломом системы ПВО и действием РЭБ на которые ссылается Пентагон. Более правдоподобным выглядит сценарий, при котором часть венесуэльского командования сознательно не задействовала ПВО или обеспечила США «коридор» для операции. Иными словами, речь идет о предательстве среди военных и политических элит.
В общем и целом, динамика событий вокруг Венесуэлы показала, что Каракас мог воспринять давление США как шанс на сохранение курса чавистов, пускай и за счет имиджевых потерь. Передача Мадуро американской стороне рассматривалась ими как способ сохранить собственные позиции в государственном аппарате.
Однако, показательно, что накануне упомянутой «операции» усилились контакты Венесуэлы с Россией и Беларусью. Обсуждались варианты предоставления политического убежища Мадуро и его семье в Минске или Москве. Однако венесуэльский лидер отказался от такой возможности, что указывает на предельно высокие ставки.
При этом ключевое обстоятельство остаётся неизменным: такой «набег» для американцев был возможен лишь один раз. Эффект внезапности исчерпан. Дальнейшая эскалация приведет к полномасштабной войне, которая может обернуться для американцев вторым Вьетнамом. На неё Трамп не решится – объявление войны находится в исключительной компетенции Конгресса, выборы в который пройдут в т.г.








































