Дмитрий Саймс: Растущие амбиции Трампа: как вписывается в них Россия?

Дмитрий Саймс: Растущие амбиции Трампа: как вписывается в них Россия?

Растущие амбиции Трампа: как вписывается в них Россия?

Информация, что завтра – 22 января – поздно вечером в Москву приедут дипломатический спецпредставитель президента Трампа Стив Уиткофф и зять Трампа Джаред Кушнер, не является неожиданной. Как сообщают, инициатива пригласить американских представителей и организовать их встречу с президентом Путиным исходила от российской стороны. Иными словами, приезд американских представителей меньше связан с переговорами о мире на Украине, которые Уиткофф и Кушнер вели с командой Зеленского и поддерживающими его европейскими лидерами (хотя это, конечно, важная и срочная тема). Но в первую очередь, он нужен, чтобы понять: в каком направлении сейчас движется Трамп на международной арене.

Перед своим вылетом на международный экономический форум в Давосе Трамп сказал сопровождающим его журналистам, что «это будет интересная поездка». И дальше: «я понятия не имею, что произойдёт». Трамп, скорее всего, имел в виду не только то, что предстоят важные дискуссии в Давосе и по Украине, и особенно по его амбициям присоединить Гренландию к США. Главное, как отмечают американские обозреватели, часто сам Трамп не до конца знает, что он собирается делать. Он бросает предложения по ключевым вопросам мировой политики, касающиеся коренных интересов как противников, так и союзников США, – даже сам их хорошенько не продумав. И полагая, что его талант, сила воли и мощь Соединённых Штатов позволят ему успешный экспромт.

У Трампа всегда было тяготение к экспромту, к неожиданным драматическим шагам. Но эта тенденция явно усилилась во время его второго срока. Особенно после успешных (по крайней мере, с точки зрения самого американского президента) ударов по Ирану и Венесуэле. И учитывая, что Трамп говорит о темах, очень важных для России (начиная, естественно, с Украины), в Москве важно понять – по крайней мере, предпринять все возможные усилия, чтобы понять, – что американский президент имеет в виду? И как он собирается этого добиваться? В частности, встаёт вопрос о том, как реагировать на приглашение, которое послал Трамп президенту Владимиру Путину, принять участие в так называемом «Board of Peace» («Совете мира»). Первоначально Трамп говорил, что «Совет» будет заниматься управлением и соблюдением прекращения огня в Газе после поражения ХАМАСа. Но постепенно риторика Трампа изменилась. И теперь он пригласил принять участие в «Совете» десятки мировых лидеров, в том числе – и не имеющих никакого отношения к Ближнему Востоку.

Были сообщения, что Трамп хочет, чтобы те, кто примут участие в «Совете», заплатили за это 1 миллиард долларов. Это немалые деньги. Но ещё более существенно разобраться: идёт ли речь об организации с конкретными реалистическими целями и задачами – или о какой-то престижной международной тусовке, которая в глазах всего мира (ну и, конечно, самого Трампа) будет показывать его беспрецедентное величие? Естественно, встаёт вопрос: предполагается ли, что новая структура будет подменять ООН? Организацию, которая плохо работает, – но пока была незаменимой. Особенно учитывая, что Россия и Китай могут там влиять на события через своё право вето.

Накануне приезда Трампа в Давос его министр финансов Скотт Бессент заявил, что Соединённые Штаты «не собираются передавать свою национальную безопасность под внешнее управление другим странам». Что ж, логично для сверхдержавы. Но такой подход естественен и для такой великой суверенной державы, как Россия. Посмотрим, до какой степени Трамп готов считаться с нашими интересами.

Автор: Дмитрий Саймс

Топ

Читайте также

Лента новостей