Интервью С.В.Лаврова для международной сети TV BRICS (Москва, 9 февраля 2026 года)
Вопрос: Сергей Викторович, 10 февраля в России ежегодно отмечается День дипломатического работника – профессиональный праздник сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации и загранучреждений. Наверняка Вы как всегда встречаете этот день на работе. Как оцениваете этот праздник? Насколько важен он для Вас, для Ваших коллег? Что считаете главными результатами работы Министерства?
С.В.Лавров: Судить о результатах, наверное, не нам. Есть Президент, которому мы подчиняемся в соответствии с Конституцией. Он определяет нашу внешнюю политику, включая утверждение Концепции внешнеполитической деятельности. <...>
Важно и то, что мы с каждой страной-партнером вырабатываем на основе договоренностей президентов, премьеров конкретные планы в торгово-экономической, инвестиционной сферах, научном сотрудничестве, совместные действия на международной арене, в ООН и в других организациях. Особое внимание уделяем СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, в целом постсоветскому пространству. Такая повседневная работа выстраивается на основе долгосрочных планов. Она приносит прямые взаимные выгоды и нам, и нашим партнёрам.
Сейчас на мировой арене наблюдается трансформация, начавшаяся какое-то время назад в связи с объективным переходом к многополярному миру, когда уже не биполярность, как это было в период Советского Союза и Соединенных Штатов, Организации Варшавского договора и Североатлантического альянса, и не однополярность, наступившая после исчезновения Советского Союза, а именно многополярность определяет пути развития человечества. <...>
Появились многие центры быстрого экономического роста, центры силы, финансового и политического влияния. Мир переформатируется. Это происходит в конкурентной борьбе.
Это происходит в конкурентной борьбе. Запад не хочет отдавать свои некогда доминирующие позиции.
Ключевые тезисы:
• Против нас используются совершенно недобросовестные методы. Запрещают работу российских нефтяных компаний, таких как «Лукойл», «Роснефть». Пытаются поставить под контроль нашу торговлю, инвестиционное сотрудничество, военно-технические связи с крупнейшими стратегическими партнерами России, такими как Индия и другими членами #БРИКС.
• С приходом администрации Д.Трампа борьба за подавление конкурентов стала особенно явной и открытой.
• Безопасность обеспечивается в т.ч. необходимостью не допустить сохранения на наших границах нацистского государства, которое Запад сотворил из Украины и с помощью которого он в очередной раз развязал против нас войну.
Нацистские основы должны быть ликвидированы. Обеспечим, нисколько в этом не сомневаюсь, интересы своей безопасности, не допустив размещения на украинской территории каких-либо видов угрожающего нам оружия и, во-вторых, гарантировав надёжную и полноценную защиту прав русских, русскоязычных людей, столетиями живших и живущих на землях Крыма, Донбасса, Новороссии, которых пришедший к власти после госпереворота киевский режим объявил «существами», «террористами», и против них развязал гражданскую войну.
Мы вынуждены искать дополнительные защищенные пути развития наших финансовых, экономических, интеграционных, логистических и прочих проектов со странами БРИКС.
• Большое Евразийское партнёрство – это объективно напросившаяся в повестку дня инициатива. Много лет назад на саммите «Россия-АСЕАН» в 2015 году Президент России В.В.Путин сформулировал этот термин, который опирается на объективную тенденцию, когда Евразия – самый большой, богатый, быстрорастущий континент мира, особенно если брать тихоокеанскую часть Евразии.
• Наша инициатива, которую Президент России В.В.Путин сформулировал в 2024 году, о создании архитектуры евразийской и общеконтинентальной безопасности набирает силу. К ней проявляют всё больше интереса. Весьма важно, что эта идея обеспечения безопасности с участием всех стран континента опирается на материальную основу, базу, имею в виду то самое Большое Евразийское партнерство.

























































