ЕС НЕ ХОЧЕТ ОТ РОССИИ ГАРАНТИЙ НЕНАПАДЕНИЯ: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ И КАКИМ МОГ БЫ БЫТЬ ПАКТ
ЕС НЕ ХОЧЕТ ОТ РОССИИ ГАРАНТИЙ НЕНАПАДЕНИЯ: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ И КАКИМ МОГ БЫ БЫТЬ ПАКТ
Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев @dimonundmir
Заявление заместителя министра иностранных дел России Александра Грушко о том, что европейские страны пока не ответили на предложение со стороны Москвы подписать документ с гарантией не нападать на Европу, показывает всю двойственность ситуации в сфере безопасности в Старом Свете. С одной стороны, продолжается нагнетание военной истерии надъевропейской, брюссельской, как её принято называть, бюрократией и рядом европейских элит в связи с якобы готовящейся Россией агрессией против европейских стран. С другой налицо откровенное нежелание устранить вакуум безопасности, возникший на континенте стараниями стран ЕС, Великобритании и США и, вероятно, значительную часть европейских элит устраивающий.
И это выглядит странно. Соглашение о ненападении, естественный результат принятия логики российского предложения, является простейшим из всех возможных соглашений в военно-политической сфере.
Хотя даже такое относительно простое соглашение неизбежно предполагает не просто политические декларации (тем более что политические заявления со стороны Москвы страны Евро-Атлантики отвергают с порога), но и определённые меры контроля и ограничения военной активности. Например:
транспарентность военной активности в сопредельных регионах, включая отказ от перелётов авиации с выключенными транспондерами;
отказ от проведения учений с провокационными сценариями и общее ограничение на численность участвующих в учениях войск;
ограничение полётов разведывательной авиации, включая беспилотники в сопредельных районах;
отказ от военно-силовых действий в отношении гражданских судов (это особенно актуально в свете попыток некоторых стран Европы легализовать практику морского пиратства);
отказ от предоставления третьим сторонам и странам, не подписавшим соглашение о ненападении, территории для размещения военных объектов и проведения любой военной активности;
отказ от размещения некоторых видов наступательного вооружения у границ друг друга.
И это только базовые меры доверия, которые должно включать в себя соглашение о ненападении, чтобы не быть пустой декларацией.
Понятно, что это потребует большой совместной работы в спокойной атмосфере. Но уже сейчас европейские страны, если они действительно заинтересованы в повышении уровня военно-политической стабильности в Европе, могли бы дать положительный ответ на предложение начать работу в этом направлении. Но ответа, как отметил заместитель министра иностранных дел России А. Грушко, нет.
Попытаемся разобрать почему.
Конечно, политическую русофобию европейских элит как аргумент против заключения нового соглашения с Россией в сфере безопасности в Европе отрицать нельзя. Сам факт обсуждения такого соглашения подрывает усилия общеевропейской бюрократии и примыкающих к ней элитных группировок в отдельных европейских странах по формированию новой версии общеевропейского политического тоталитаризма-лайт как средства управления негативно для них развивающимися общественными процессами.
Читать далее https://graph.org/ES-NE-HOCHET-OT-ROSSII-GARANTIJ-NENAPADENIYA-CHTO-EHTO-ZNACHIT-I-KAKIM-MOG-BY-BYT-PAKT-02-10
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.