Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ в связи с высказываниями Госсекретаря США М.Рубио(19 февраля 2026 года)
Вопрос: 15 февраля «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности, а затем 16 февраля в Будапеште Госсекретарь США М.Рубио заявил, что США выступают своего рода посредником и «находятся в уникальном положении, являясь единственной в мире нацией, которая смогла усадить за стол переговоров представителей России и Украины». Одновременно он подчеркнул, что США продолжают поставлять оружие Киеву и сохраняют санкции против России. Как Вы это прокомментируете?
М.В.Захарова: Позиция США, действительно, уникальна. С одной стороны, команде Д.Трампа в «наследство» от байденовской администрации достался украинский конфликт, который по-прежнему получает американскую подпитку в виде поставок вооружений для ВСУ. С другой стороны, нынешнее руководство США, как мы видим, прилагает усилия по поиску вариантов выхода из кризиса вокруг Украины, инспирированного самим же Вашингтоном более 10 лет назад.
Что касается наших контактов с Киевом, то здесь следует быть объективными: своё содействие в организации таких встреч предлагали многие страны. Несколько раундов переговоров состоялось в феврале-марте 2022 года на территории Гомельской и Брестской областей Белоруссии, где были подготовлены первые элементы будущих договорённостей по урегулированию конфликта.
Контакты были продолжены в режиме видеосвязи, а затем на территории Турции. В ходе прошедшего в Стамбуле 29 марта 2022 года очередного раунда российско-украинских переговоров главы делегаций двух стран вышли на общее понимание по проекту Соглашения об урегулировании украинского кризиса. Мы признательны нашим белорусским и турецким коллегам за их помощь в организации этих встреч.
Дальнейшая судьба переговорного процесса всем хорошо известна. Перспектива прекращения боевых действий и мирного решения конфликта шла вразрез с планами англосаксонских хозяев Украины. Поэтому в Киев в срочном порядке был направлен тогдашний британский премьер-министр Б.Джонсон, который запретил режиму Зеленского дальнейший диалог с Москвой и потребовал от него продолжать воевать с нашей страной «до последнего украинца».
Тем не менее, руководствуясь предпочтительностью политико-дипломатического пути достижения целей СВО, по инициативе Президента России В.В.Путина нам удалось добиться возобновления в Стамбуле в мае 2025 года прерванных с подачи западников прямых переговоров с Киевом. Три их раунда прошли 16 мая, 2 июня и 23 июля прошлого года. Они позволили достичь важных договорённостей об обменах военнопленными, удерживаемыми гражданскими лицами и репатриации тел погибших военнослужащих. Помимо того, мы передали украинской стороне меморандум с нашими предложениями по урегулированию, инициировали создание двустороннего центра мониторинга и контроля режима прекращения огня, рабочих групп по военным, политическим и гуманитарным вопросам. Были готовы в конструктивном ключе рассмотреть идею Киева о повышении уровня делегаций. К сожалению, все эти предложения остались без ответа.
А в ноябре 2025 года МИД Украины заявил о прекращении переговоров якобы из-за отсутствия «ощутимого прогресса».
В этом контексте заявлять о том, что только США удалось «усадить Россию и Украину за стол переговоров», как минимум некорректно. Да и сама терминология едва ли уместна с точки зрения дипломатии.
Вместе с тем мы признательны американской стороне за её искреннее стремление содействовать поиску мирных развязок конфликта.
<...>
Согласны, что подмеченная Вами двойственность в американской позиции действительно вызывает вопросы. Если кто-то искренне намерен быть посредником в урегулировании, то следует прекратить снабжать в военном отношении одну из сторон конфликта.
Тогда и откроются возможности для подлинной и результативной дипломатии, в пользу которой последовательно выступает МИД России.









































