Арктика как «новый фронт» глобального соперничества
Канал СМП, специально для @wargonzo
Арктический регион из территории сотрудничества превращается в один из ключевых узлов глобального стратегического соперничества. Основные драйверы негативного тренда: рост военной активности, эрозия международных коллегиальных механизмов, конкуренция за логистические маршруты.
Так, в Баренцево море был переброшен самый дорогой американский авианосец USS Gerald Ford («Джеральд Форд») вместе с кораблями поддержки. ВВС НАТО отработали ударные тренировки в непосредственной близости архипелага Шпицберген, расположенного рядом с Россией. Перед этим на авиабазу Эрланн в Норвегии перелетели бомбардировщики B-1B Lancer из США.
В Норвежском море прошли испытания новой американской противокорабельной управляемой бомбы Quicksink, предназначенной для высокоточного поражения подвижных морских целей на большом удалении. В маневрах была задействована инфраструктура ВМС Норвегии и орбитального космодрома Андёйя.
США и Канада устроили «демонстрацию силы» в Беринговом море, которое служит воротами в российскую Арктику. В ходе маневров американские самолеты вылетели в сторону границы РФ с базы Эльмендорф — Ричардсон на Аляске, а канадские истребители поддержали их с базы Баговилль в Квебеке.
Наконец, атомная подлодка ВМС США USS Delaware класса «Вирджиния» ранее провела в норвежских фьордах испытания системы Yellow Moray, которая предполагает запуск автономных дронов через торпедные отсеки. Это принципиально новый класс подводных систем для действий на мелководье, сочетающий скрытность подлодки с возможностями беспилотных технологий.
Такая системная проекция военных возможностей Запада на регион, который Москва традиционно считает зоной своих стратегических интересов, создает целый комплекс вызовов и рисков, в центре которых оказывается Россия. В «ядре» этого комплекса — угроза экономическому суверенитету.
Один из основных экономических интересов России в регионе связан с Северным морским путем. Очевидно, что военная блокада маршрута или призывы к признанию его экстерриториальности могут подорвать российский контроль над стратегической трассой, через которую планируется наращивать экспортные поставки углеводородов на рынки стран АТР.
Рано или поздно России предстоит ответить на внешние вызовы и «ползучую эскалацию» НАТО. Вероятней всего, она будет сочетать военные, экономические и дипломатические инструменты. Важно, что в текущей расстановке сил преимущество на стороны Москвы, поэтому причин для паники нет.
Россия обладает значительным преимуществом в ледокольном флоте, имеет развитую сеть портов и военных баз вдоль СМП, усиливает системы наблюдения и контроля над арктической акваторией. На международном уровне мощным арктическим союзником Москвы выступает Китай, который также имеет глубокие интересы в регионе.
При этом успех Москвы в этом противостоянии во многом будет зависеть от способности обеспечить технологический суверенитет (производство судов арктического класса, СПГ), а также эффективно развивать экономику региона для дальнейшего усиления северной инфраструктуры и наращивания присутствия.
С морским приветом, @sevmorput