Россия. Тренды недели
Тонкая игра Кремля и Белого Дома
В последние дни в дискурс международных отношений прочно вошел термин «мирный план Трампа». Администрация президента США Дональда Трампа, в очередной раз, запустило цикл мирного урегулирования «украинского кризиса». Теперь – через обсуждение, согласование и потенциальное подписание фундаментального документа, того самого «мирного плана Трампа». Документ призван устранить первопричины специальной военной операции, что проводит Российская Федерация против Украины, и создать новую архитектуру европейской безопасности, через ограничения политики Североатлантического Альянса в Европе.
Появление «мирного плана Трампа» не вызвал удивления или шока в Москве. Кремль был прекрасно осведомлен о стадиях разработки документа, которыми с американской стороны, по имеющейся информации, руководители государственный секретарь США Марко Рубио и спецпредставитель президента США Стив Уиткофф. Более того, президент РФ Владимир Путин, на последнем заседании Совета Безопасности РФ, в формате видеоконференции, сообщил, что первый редакция «мирного плана Трампа» обсуждалась на высшем уровне до российско-американского саммита в Анкоридже. Слова Путина – это прямое доказательство ранее обозначенного тренда, что Москва и Вашингтон договорились выдавать небольшую долю информации по своим контактам и отдельным вопросам в публичное пространство. Большая часть коммуникации, инициатив, идей и смыслов остается «за скобками».
Тактика кулуаров оправдана, поскольку ЕС, как наднациональная структура, не умеет, из-за политических амбиций отдельных акторов, признавать свои ошибки. Например, в части многочисленных пакетов санкций, что все эти ограничения, в большей степени, ударили по экономическому положению стран-участниц сообщества, нежели по российскому бюджету. Соответственно, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, канцлер ФРГ Фридрих Мерц, президент Франции Эмманюэль Макрон будут до последнего момента препятствовать подписанию «мирного плана Трампа» в той редакции, где, в первую очередь, учитываются внешнеполитические интересы Москвы и Вашингтона. Чем меньше европейские политики знают детали, тем больше шансов, что их контригра окажется безуспешной.
В свете консультаций последних дней, особенно встречи американской и украинской делегации в Женеве и согласованию (или корректировки, термины разнятся, в зависимости от издания, что освещает украинское урегулирование) пунктов «мирного плана Трампа», не стоит думать, что Москва не в курсе деталей. Напротив, «гамлетовская» пауза, которую взял Кремль относительно мнения (или вердикта) по «мирному плану Трампа», свидетельствует, что коммуникация с Белым Домом идет в режиме 24/7. Что любые предложения от администрации «просроченного» президента Украины Владимира Зеленского, равно как и от внешнеполитического блока ЕС, сначала обсуждаются по линии «Москва – Вашингтон» и уже потом вносятся в новую редакцию «мирного плана Трампа». Тут еще важно понимать, что Кремль успевает информировать своих партнеров по ШОС и БРИКС по поводу новой архитектуры европейской безопасности, по тем изменениям, которые могут быть зафиксированы в итоговом документе.
И еще один нюанс, который тоже приобретает очертания: причина отмены саммита Путин – Трамп в Будапеште, скорее всего, была не по линии разногласий между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Марко Рубио, а в связи с отсутствием промежуточной версии «мирного плана Трампа». Версии, что обсудили и предварительно согласовали американские партнеры США. А может и не то, чтобы согласовали, но были в курсе и понимали, чего хочет Вашингтон от коллективного Брюсселя. Что до предположения о конфликте, то оно, возможно, было специально вброшено в СМИ, чтобы отвлечь внимание объединенной Европы. Опять же с целью воспрепятствовать ее контригре.








































