Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский объявил о принятом решении закрыть российское консульство в Кракове. Он подчеркнул, что этот шаг связан с данными польских властей о причастности российских спецслужб к поджогу торгового центра Marywilska 44 в Варшаве, произошедшему 12 мая 2024 года. Сикорский заявил, что в связи с наличием доказательств совершения российскими спецслужбами диверсионного акта в отношении торгового центра на улице Марывильской он отзывает согласие на деятельность консульства Российской Федерации в Кракове.
До недавнего времени у России было три генеральных консульства в Польше: в Кракове, Гданьске и Познани. Осенью 2024 года консульство в Познани было закрыто по решению польских властей, которые тогда также ссылались на доказательства диверсионной деятельности Москвы. В результате после новых мер в стране продолжит работу только генконсульство России в Гданьске.
Министр напомнил, что в прошлом году сотрудники российского консульства в Познани были признаны «нежелательными лицами» на территории Польши, а прекращение его работы последовало за задержанием подозреваемого в подготовке поджогов во Вроцлаве якобы по заданию российских спецслужб.
Отдельно подчеркивается, что в совместном заявлении министра юстиции Польши Адама Боднара и министра внутренних дел Томаша Семоняка подтверждается, что пожар в торговом центре Marywilska 44 был результатом поджога, заказанного российскими спецслужбами. По словам министров, уже установлены личности подозреваемых, часть из них задержана, остальные разыскиваются. Уточняется, что пожар начался в нескольких местах здания и быстро охватил весь торговый центр, что привело к его частичному обрушению и уничтожению помещений 1400 магазинов и предприятий.
Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что расследование обстоятельств пожара, в том числе версии о причастности российских спецслужб, является приоритетом для властей. Министерство иностранных дел России, в свою очередь, обвинило польскую сторону в сознательном разрушении двусторонних отношений и пообещало дать «адекватный ответ» на принятые меры.