Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
Полная стенограмма. Часть восьмая:
Проблем, которые уже просматриваются, много. НАТО активно проникает в Азиатско-Тихоокеанский регион — в Японии планируется открыть представительство НАТО. Очень показательно заявление бывшего генсека НАТО Столтенберга, который на вопрос журналистов, почему НАТО выходит за рамки Североатлантического региона, заявил, что угрозы территориям стран-членов теперь исходят из Индо-Тихоокеанского региона. Это отражает эволюцию менталитета НАТО, которая ищет смысл собственного существования, пытаясь оправдать расширение.К сожалению, продолжается и недопустимая дискриминация наших спортсменов и культуры. Недавно в Италии были отменены гастроли Валерия Гергиева с артистами Мариинского театра. Италия, колыбель европейской культуры, оказалась под влиянием украинских нацистских настроений. Германия, Италия и Япония голосуют в ООН против резолюции о недопустимости героизации нацизма.
В этой ситуации правильно, что мы настаиваем на возвращении к истокам международного олимпийского движения, культурных, образовательных, научных связей, закреплённых в документах ЮНЕСКО и грубо нарушаемых сегодня. То, что сейчас в Грузии наши фехтовальщики завоёвывают медали, уже признак оздоровления международного спорта. Параллельно мы развиваем альтернативные площадки, такие как спортивные игры БРИКС и уникальные «Игры будущего» («фиджитал» — сочетание физического и цифрового спорта).
Нас не сильно расстроило и то, что нас не пустили на Евровидение, которое превратилось в пропаганду чуждых нам ценностей. В октябре этого года под Москвой на Live Arena мы проводим первый конкурс Интервидения с участием стран БРИКС и их партнёров. Мы никогда не закрываемся от универсальных форм сотрудничества, но когда нас пытаются исключить на несправедливых условиях, мы будем создавать свои площадки.
Эти действия Запада — от спорта до культуры и экономики — выражают желание подавить конкурентов в любой сфере. Эта одержимость сохранением гегемонии проявляется во всём. Но мы создаём рамки, которые обеспечивают развитие нашего спорта, культуры и общества во всех областях.
Я думаю, что по-настоящему многополярный мир возможен исключительно в составе государств, каждое из которых уважает свой суверенитет и делает всё необходимое, чтобы другие также уважали этот суверенитет. Здесь я не вижу никакого противоречия. Например, в БРИКС ни одна из стран-участниц не поступалась своим суверенитетом, а все решения принимаются исключительно консенсусом.
Конечно, консенсус формировать гораздо сложнее, чем просто вынести вопрос на голосование, как это сейчас пытаются делать в Евросоюзе, вместо того, чтобы учитывать интересы Венгрии, Словакии, да и многих других государств, которые не согласны с позицией евробюрократов. Этих чиновников, кстати, никто не избирал, в отличие от национальных правительств. И чтобы преодолеть сопротивление, Еврокомиссия придумала переход к так называемому квалифицированному большинству. Иными словами, тем, кто хочет отстаивать свои национальные интересы и суверенитет, будет навязано решение. Такого в БРИКС никогда не произойдёт, как и в ШОС, Евразэс, СНГ, ОДКБ, и в других объединениях, в которых мы работаем.
Поэтому я как раз вижу сохранение, укрепление и уважение суверенитета самым важным, цементирующим фактором для многополярного мира.