Ну и ещё одно, про Ушкуйник

Ну и ещё одно, про Ушкуйник.

Ещё в начале осени 2024 года наш НПЦ вошёл в число тех, кто получил субсидию МПТ на создание центра коллективного пользования для резидентов, смысл которого — как можно более быстрое превращение прототипа в серийное изделие. Общий объём субсидии — 480 млн рублей. Как оно нередко в отечестве бывает, деньги до региона дошли только в мае, до "Ушкуйника" — в июне, а вместе с ними — новость о том, что тратить их мы можем только в соответствии с процедурами, прописанными в 223-ФЗ. Это условие не для всех вообще НПЦ, но конкретно от нас этого потребовали наши федеральные учредители, и я, хоть и буянил (нахлебался "тендерных рейдеров" в прошлой жизни), но вариантов не было. Поэтому нам пришлось организовывать полноценную конкурсную процедуру, со всеми пирогами, чем и занимаемся всё лето (и будем ещё заниматься половину осени).

Фактически только сегодня завершился первый этап, и только сейчас мы начинаем контрактоваться у поставщиков, а первые станки приедут хорошо если к началу зимы — it's a long way to Tipperary, it's a long way to go. Да, ну и надо понимать, что ни на что другое, кроме станков, причём по согласованному с МПТ списку, мы эти деньги тратить не имеем права — я уж не говорю, что проверять нас будут вдоль и поперёк.

Сегодня на Архипелаге я в числе прочих подписал меморандум о взаимодействии между 26-ю НПЦ. Это очень хорошо, конечно, что мы наконец-то сами дошли до мысли, что не есть правильно, когда каждый региональный НПЦ сам по себе формирует свой отдельный парк оборудования, никак не координируясь с другими, в результате чего, понятное дело, многие закупают одно и то же, хотя можно было бы организовать какое-никакое "разделение труда". Ну да ладно теперь уже.

Тем не менее, мы действительно пошли несколько своим путём. Во-первых, мы не стали создавать новое производство с нуля. Вместо этого мы запартнёрились с одним из лучших действующих приборостроительных заводов (кстати, частных), руководство которого фактически взяло наш проект на сопровождение во всём от проектирования и подготовки площадки до подбора кадров и пусконаладки. Я рассудил, что не надо строить из себя великих производственников за госсчёт, а лучше привлечь тех, кто в этом деле действительно хорошо понимает. Во-вторых, мы собрали пожелания по оборудованию с наших резидентов (кто что-то уже производит), и соотнесли его, насколько это возможно, со списками МПТ. В-третьих, мы увязали наш ЦКП с нашим же полигоном, где всё производимое сразу же будет испытываться и при необходимости доводиться — для этого был принят ЭПР, облегчающий запуск беспилотников и применение средств контроля и подавления, в том числе экспериментальных.

О результатах можно будет в полной мере судить только когда всё это заработает, а заработает оно хорошо если со следующей весны. Но вот что я понял уже сейчас. Чтобы получить разрешение ГКРЧ на частоты, нам нужен был тесный контакт с Минцифры и силовиками. Чтобы сделать ЭПР, нужно было работать с Минэком. Чтобы получить субсидию на ЦКП — с Минпромом. Чтобы построить этот самый ЦКП — найти на месте адекватного индустриального партнёра из частного производственного бизнеса. Чтобы спроектировать логику его загрузки — отработать с пулом наших резидентов, коих более четырёх десятков. Плюс полигон, который тоже ключевая часть всей истории. Короче, представьте, что всё это делает не "Ушкуйник" с его возможностями (включая те самые "связи в Москве"), а обычная региональная команда без таковых.

Вывод: отрасль не станет отраслью, если у неё не будет "хозяина" федерального уровня, который берёт на себя такие вопросы. И это ещё только про разработку/производство, ещё примерно таких же размеров тема — сбыт: продажа, лизинг, сценарии применения, операторы (как авиакомпании, только "беспилотные"), правовые ограничения (начиная с законов) экспорт и т.д. Sapienti sat.

Источник: Telegram-канал "Chadayev.ru", репост Рамзай

Топ

Лента новостей