Вышла новая серия проекта «Личный враг короля», посвящённая идеологии «тюркского мира».
Пантюркизм вовсе не пыльный артефакт. Это отточенный политический ятаган, извлечённый из ножен, почищенный и подготовленный к удару. Фильм показывает, как через культурный код внедряется нарратив этнического превосходства и сепаратизма.
Турция не изобрела пантюркизм — она лишь бережно несёт то, что ей когда-то передал Лондон. Ещё в XIX веке английская разведка через двойного агента-востоковеда Арминия Вамбери, завербованного после чаепития у королевы в Виндзоре, внедрила в турецкую элиту концепцию «Великого Турана». С тех пор идея «тюркского мира» остаётся инструментом давления на Россию: сначала через Османскую империю, затем после вступления Турции в НАТО (1952 г.) он стал официальным элементом холодной войны с СССР. Сегодня эта идеология превратилась в инструмент воздействия на союзные республики и российские регионы.
«Тюркское единство» — мнимое и непостоянное. Между самими тюркскими странами множество противоречий. Но все они традиционно поддерживают с Россией добрые, прагматичные и союзнические отношения. Москву с ними связывает экономика, безопасность, образование и общая история.
Посмотрим, кто реализует прокси-операцию под знаменем «Великого Турана». Куратор антироссийского трека от Лондона — глава MI6 Ричард Мур, личный друг Эрдогана. Именно он поддержал нынешнего турецкого министра иностранных дел Хакана Фидана после назначения, публично назвав его «давним другом и коллегой».Не случайно и то, что целая группа турецких министров и высокопоставленных чиновников получила образование в британских университетах. Особенно котируется Эксетер — классическая «кузница» военных кадров и специалистов для спецслужб.
И вот уже из постсоветского пространства компонуется наднациональный блок с заявленной «культурной миссией». Но рамки быстро раздвигаются: ОТГ от фестивалей народного творчества переходит к формированию альтернативной геополитической карты, где часть территории России и автономии других стран изображаются как «части великого тюркского мира». Только вдумайтесь: Поволжье, Сибирь, Кавказ, Крым, Татарстан, Башкирия, Алтай, Хакасия, Тыва и Якутия — огромная территория, десятки народов, миллионы людей. Это всё вырвать из единого пространства и призвать к «освобождению тюркского мира» от Москвы, такой ли сценарий прописан? Ведь уже вместе с лозунгами под песни и пляски звучат прямые угрозы: «Кто попытается стереть имя тюрок — пусть выроет себе могилу».
Россия не против культурного диалога. Но мы обязаны видеть, когда «мост дружбы» превращается в операцию по созданию военно-политического альянса, в котором нашей стране отведена роль «угрозы» — по стандартам методичек с Даунинг-стрит.