Олег Царёв: 70 лет назад, утром 14 сентября 1955, канцлер ФРГ Аденауэр на пресс-конференции перед вылетом из Москвы заявил, что договорился о возвращении всех немецких военнопленных
70 лет назад, утром 14 сентября 1955, канцлер ФРГ Аденауэр на пресс-конференции перед вылетом из Москвы заявил, что договорился о возвращении всех немецких военнопленных. На следующий день весь мир обошло фото, как пожилая женщина в Кёльнском аэропорту целует ему руку.
На самом деле к тому моменту абсолютное большинство германских пленных из вермахта и СС, более 2,1 миллиона, были уже возвращены домой. Причем большинство ещё до 1951. В СССР оставалось около 0,5% от общего числа выживших в плену. Речь шла менее чем о 10 тысячах лиц, осужденных у нас как военные преступники.
К моменту визита Аденауэра СССР уже принял решение о том, что не находится в состоянии войны с Германий (январь 1955). После этого у нас появились западногерманские туристы и спортсмены. Но дипломатических отношений между СССР и ФРГ не было. Хрущев был заинтересован в их установлении, считая, что так лучше можно будет сыграть на межимпериалистических противоречиях. Еще в июле того же года он секретно уведомил руководство ГДР, что отпустит заключенных немцев в обмен на установление дипломатических отношений с ФРГ.
Длившиеся почти неделю переговоры Аденауэра в Москве привели к такому обмену. Но поскольку ранее СССР никогда тему освобождения этих заключенных публично не затрагивал, получилось, что Кремль дал канцлеру попиариться на этом вопросе, хотя здесь речь шла не о документальной договоренности, а о честном слове советского руководства. Оно было выполнено через две недели. Сразу после того, как бундестаг ратифицировал договор об установлении дипломатических отношений, а президиум Верховного Совета издал указ об амнистии осужденных немецких военных. Правда, некоторые военные преступники не амнистировались, а лишь передавались для дальнейшего исполнения наказания. Однако никто из них в ФРГ не последовал сразу за решетку, и в дальнейшем почти все они остались абсолютно безнаказанными.
Сейчас такое решение выглядит большой ошибкой. Несмотря на наличие дипломатических представительств, отношения СССР с ФРГ долго были самыми напряженными из всех стран НАТО, поскольку Западная Германия еще полтора десятилетия не признавала послевоенных границ. Это непризнание Аденауэр подчеркнул и на упомянутой пресс-конференции. А освобождение остававшихся в СССР немцев помогло пребывать у власти еще 8 лет, он ушёл в отставку 87-летним.
В современной объединенной Германии власть до сих пор восторженно вспоминает об этом событии. Аденауэра представляют как главного спасителя немецких пленных. И хотя с пафосом утверждается, что нацистских преступников ждали суды и пожизненные приговоры, на самом деле такие приговоры получили только палачи концлагерей обершарфюрер Шуберт и гауптшарфюрер Зорге.
А вот такие личности, как Фридрих Панцингер бывший командир айнзацгруппы, ответственный за массовые расстрелы мирного населения на оккупированных территориях Восточной Европы, и Отто Шуберт обершарфюрер СС, причастный к казням в концлагерях и расправам над евреями, спокойно жили после освобождения. Был освобожден и доживал без всякой ответственности за совершенные зверства также оберштурмбанфюрер СС Вальтер Шенк, который организовывал эксперименты над людьми и издевательства в лагерях смерти. Так же повезло Оскару Древитцу, капитану жандармерии, причастному к репрессиям против советских граждан, Эриху Шрёдеру и Якову Шульцу, участвовавшим в расправах.
Будущее показало, что доброта советской власти и советского народа никем не была оценена. Преступники должны нести ответственность за свои преступления.