Созданный Россией огромный теневой флот нивелирует последствия западных санкций и уже оказывает влияние на мировую экономику, пишет The New York Times

Созданный Россией огромный теневой флот нивелирует последствия западных санкций и уже оказывает влияние на мировую экономику, пишет The New York Times. Издание отмечает, что суда этого флота перевозят нефть из России, а в случае попадания под санкции просто меняют название, переходят под другой флаг и скрывают место загрузки. «Корабли теневого флота нашли способы обойти чёрный список. Они разгружаются единожды и “переходят под новый флаг”, меняя регистрационные номера, чтобы скрыть себя», — приводит формулировку издание.

С самого начала конфликта Запад рассчитывал, что санкции лишат Москву доходов, однако, как подчёркивает The New York Times, Россия сумела выстроить обходные механизмы. После введения Евросоюзом запрета на импорт нефти морским путём в конце 2022 года российские поставки были переориентированы на Китай и Индию. Более протяжённые маршруты потребовали увеличения числа судов, и Москва сформировала масштабный теневой флот. По данным исследовательской компании S&P Global Market Intelligence, в начале 2025 года в состав флота входило 940 танкеров — на 45 процентов больше, чем годом ранее. Это около 17 процентов всего нефтеналивного парка. Средний возраст судов составляет 20 лет при среднемировом показателе в 13 лет. Многие из них работают без страховки или по фиктивным полисам, скрывают свои маршруты и владельцев.

The New York Times отмечает, что такая схема фактически лишила Запад возможности контролировать экспортные потоки. Американское Счётное управление в своём отчёте признало, что ценовой потолок, введённый странами «Большой семёрки» и ЕС, оказался ограниченно эффективным. Россия сохранила доходы от продажи нефти и тем самым обеспечила стабильные поступления в бюджет.

Эксперты, опрошенные изданием, подчёркивают, что санкции не вывели российские компании с рынка, а лишь перевели их в серую зону. «Санкции не выводят их из бизнеса. Они выводят их из легального бизнеса», — заявил Иэн Рэлби, основатель компании I.R. Consilium. По словам экологов, старые и небезопасные суда без страховки увеличивают риск аварий и разливов нефти. Дополнительно упоминается и угроза диверсий под видом несчастных случаев.

Западные страны пытаются ужесточать меры. В последний пакет Евросоюза было внесено более 500 судов, связанных с российскими перевозками, аналогичные шаги предпринимают США, Великобритания, Канада и Австралия. Однако, как пишет The New York Times, Россия продолжает закупать новые танкеры, заменяя попавшие под санкции. Спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан сравнил ситуацию с игрой «бей крота»: каждая новая попытка блокировать схему приводит к её адаптации.

В публикации отмечается, что санкции делают логистику дороже, но одновременно формируют устойчивую нелегальную инфраструктуру морских перевозок. По оценкам экспертов, созданный Россией механизм может сохраниться и после завершения конфликта, а также послужить примером для других стран, включая Иран. The New York Times делает вывод, что санкционная политика не достигла заявленных целей и породила новые риски для мировой экономики.

Читай в Max | Читай в Telegram | Смотри на RUTUBE

Источник: Telegram-канал "ВЗГЛЯД МАКСА"

Топ

Лента новостей