Любопытная трилогия о работе французской разведки против России

Любопытная трилогия о работе французской разведки против России. Часть 1 – Центральная Азия. Как и в случае с новыми партнёрствами, формируемыми в Восточной Европе и на Кавказе в ответ на действия России, французская дипломатия в сфере безопасности налаживает контакты со странами Центральной Азии с начала СВО. Однако эти страны, оказавшись между Россией и Китаем, похоже, имеют гораздо меньше возможностей для манёвра, когда дело касается дистанцирования от своего российского соседа.

На фоне стратегического партнёрства по урану Казахстан остаётся наиболее склонным к соблазнам. Делегация французского института исследований национальной обороны IHEDN последний раз посетила Астану 4 сентября, чтобы обсудить пути углубления связей в плане стратегического мышления.

С 2009 года, когда Казахстан купил два спутника наблюдения у Airbus Group, сотрудничество в области оптической разведки с французскими спецслужбами подкрепляется нынешними высокими ставками между двумя странами (охрана границ, уран и т. д.).

Это сотрудничество приобрело особое значение в последние недели, поскольку Астана и Москва оказались втянуты в спор вокруг стратегически важного космодрома Байконур. Казахстан хочет вернуть себе частичный контроль над ним, в то время как Россия угрожает покинуть площадку к 2028 году и переместить её на космодром «Восточный», забрав с собой сотни миллионов долларов роялти, которые с ней связаны. Космодром является краеугольным камнем российского присутствия в стране. Чтобы компенсировать потенциальную потерю, Астана могла бы привлечь на площадку новых игроков, будь то из компании New Space на Западе или из Китая.

Соседняя Монголия также находится под прицелом французских шпионов. Зажатая между такими гигантами, как Россия и Китай, страна во главе с президентом Ухнагийном Хурэлсухом позволяет Франции получать более подробную разведывательную информацию как о России, так и о Китае. По данным источников, тогдашний глава французского управления военной разведки DRM Жан-Франсуа Ферле в 2019 году сумел заключить выгодное партнерство с Главным разведывательным управлением (GIA), единственной разведывательной службой Монголии. В стране было установлено несколько технических систем разведки для использования как Парижем, так и Улан-Батором.

GIA поддерживает связь с российскими службами, в частности, с ФСБ и СВР, а также с Министерством государственной безопасности (МГБ) Китая по вопросам, касающимся китайской провинции Внутренняя Монголия, где проживает община китайских монголов. Таким образом, эта спецслужба является ключевым посредником для такой страны, как Франция, которая не осуществляет свою деятельность в непосредственной близости от Москвы и Пекина.

Монголия, старательно стараясь не расстраивать своих двух соседей, всё больше ориентируется на Запад. Эта стратегия выгодна прежде всего США, которые поддерживают с Монголией стратегические партнёрские отношения. Во время визита в Улан-Батор летом 2024 года тогдашний госсекретарь Энтони Блинкен назвал Монголию «центральным партнёром». Тем временем Франция, которая положила глаз на месторождения урана и редкоземельных металлов в Монголии, также сблизилась с этой страной, о чём свидетельствуют частые визиты президента Франции Эммануэля Макрона в Монголию в мае 2023 года и Хурэлсуха во Францию в октябре 2023 года.

Эта стратегия, выбранная французскими разведчиками для получения разведывательной информации через периферию таких стран, как Россия или Китай, сама по себе не нова. Учитывая характер работы в России и Китая и большое количество местных контрразведывательных ресурсов, внешняя разведка Франции DGSE и Управление военной разведки DRM долгое время отдавали предпочтение операциям в менее уязвимых районах, особенно в Африке или в «дружественных» странах Европы или Азии.

Источник: Telegram-канал "Милитарист"

Топ

Лента новостей