Владимир Джабаров: Пойдёт ли Трамп путём ЕС в Центральной Азии?

Владимир Джабаров: Пойдёт ли Трамп путём ЕС в Центральной Азии?

Пойдёт ли Трамп путём ЕС в Центральной Азии?

Говоря о предстоящей встрече в Вашингтоне президента США и глав стран Центральной Азии, нужно учитывать тот стиль, который демонстрирует Трамп на международной арене. В следующем году – выборы в Конгресс. Американскому лидеру во что бы то ни стало нужно продолжать показывать успех своей внешнеполитической линии. В случае с Центральной Азией успех для Трампа означает, прежде всего, заключение торговых сделок. Это даёт президенту Америки возможность говорить о выгоде для США, о создании новых рабочих мест и т.д. Так он выполняет обещания, данные американцам во время предвыборной кампании.

После переговоров президента США с лидерами Казахстана и Узбекистана на 80-й Генассамблее ООН были заключены крупнейшие контракты на поставку в Казахстан американских локомотивов стоимостью 4,2 млрд. долларов и на покупку Узбекистаном 22 самолётов Boeing 787 Dreamliner общей стоимостью 8,5 млрд. долларов. Не будем забывать и о том, что Вашингтон заинтересован в новых соглашениях в сфере добычи редкоземельных металлов в регионе.

При администрации Байдена у американцев был, скорее, несколько иной подход. Они откровенно пытались помешать сотрудничеству стран Центральной Азии с Россией. Можно вспомнить и более ранний период, когда во время афганской кампании регион интересовал Вашингтон с точки зрения логистики. Тогда были даже планы разместить базу Пентагона в казахстанском Актау на Каспии. Однако при текущей ситуации такое уже, конечно, трудно представить. США, с одной стороны, сокращают свои военные контингенты в ряде стран. С другой – пока нет предпосылок для возврата военных США в Афганистан. Претензии Трампа на американское присутствие в Баграме так и остались претензиями.

Сейчас с Трампом начинает происходить всё то же, что и во время его первой каденции. Складывается впечатление, что он начинает уступать по целому ряду вопросов приближенным к нему неоконам. Они мягко намекают ему на возможность возврата к политике Байдена во всём, что касается России. Есть основания полагать, что так ведёт себя самый яркий представитель лагеря неоконсерватор в стане Трампа – Рубио, совмещающий должности госсекретаря и советника по нацбезопасности и таким образом полностью контролирующий внешнюю политику США.

Исходя из всего этого, можно предположить, что Трамп откровенно предложит президентам Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении дистанцироваться от России в обмен на какие-то торговые преференции. Нечто подобное мы наблюдаем со стороны Евросоюза, который обещает инвестиции и в то же время грозит вторичными санкциями за сотрудничество с Россией банкам из Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Однако Трамп не обязательно будет делать такие же недальновидные политические шаги, как сошедшие с ума из-за оголтелой русофобии евробюрократы. Давая понять, что сотрудничество с ним крайне обременительно. Американский лидер, должно быть, отдаёт себе отчёт в том, что заместить военно-политическое участие России и экономическую роль Москвы, а также, кстати, Пекина в Центральной Азии в текущих условиях США вряд ли по силам.

Сенатор Джабаров

Автор: Владимир Джабаров

Топ

Лента новостей